Финансовый менеджмент является системой принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, оборота денежных средств. Чтобы лучше разобраться и наладить эффективную модель финансового управления, руководителю необходимо хорошо оперировать современными инструментами и регламентами, хорошо понимать свои функции и взаимодействие с другими.
Формирование финансового отделения на предприятии — ответственная задача. Функции финансового отделения формируются исходя из целей, которые стоят в целом перед компанией. В зависимости от вида деятельности предприятия, их количество и содержание могут несколько отличаться (например, функции по организации и проведению тендеров, привлечению иностранных инвестиций не будут обязательными для всех компаний). Но инструменты и регламенты являются неотъемлемой частью для успешной работы компании.
Структура фин. отдела
Управление в компании любого размера должно осуществляться системно. А это значит, что должна работать организационная структура, где будет чётко разделена ответственность каждого сотрудника, обозначен результат, который от него ожидается, где будет прописан основной бизнес-процесс компании, а также описано, что необходимо для управления качеством конечного продукта компании.
На рисунке ниже условно изображена организующая схема компании. Для успешного существования и процветания бизнеса в нём должны работать все 7 этих подразделений, которые в дальнейшем я буду называть отделениями.
Чтобы финансовое отделение работало слаженно с другими подразделениями, необходимо чётко описать структуру подчинённости как внутри отделения, так и в целом в общей структуре компании. В этой статье мы не будем разбирать всю схему, а только коснёмся инструментов работы финансового отделения. На практике деятельность финансового отделения необходимо разделить на три отдела: доход, расход, учёт и отчётность.
Благодаря этому вам будет гораздо проще контролировать результаты. Эти подразделения имеют определённые функции.
Функции отдела доходов:
- контроль за своевременными поступлениями в полном объёме;
- организация сборов долгов по ранее оговоренным рассрочкам;
- ведение касс;
- поиск оптимальных (по времени и затратам — комиссии/налоги) способов получения доходов;
- отправка еженедельного отчёта собственнику компании по плановым и фактическим доходам с пояснениями (по необходимости).
Функции отдела расходов:
- подготовка данных для осуществления финансового планирования и распределения ресурсов;
- осуществление выплат (наличными/безналичными платежами) по статьям расходов, которые были утверждены на фин. планировании;
- выплата дивидендов, резервов, заработных плат в назначенный срок, совершение взаиморасчётов с другими филиалами.
Функции отдела учёта и отчётности:
- подготовление и предоставление отчётов в соответствующие контролирующие органы документации по финансам компании;
- организация инвентаризации имущества;
- ведение календаря с датами, где указаны дни начала подготовки отчётов и дедлайн их сдачи (это базис планирования работы по сдаче отчётности).
Правила проведения инвентаризации
Ещё важна частота и технология проведения инвентаризации. Лучше всего проводить учёт имущества ежемесячно, если нет такой возможности, проводите хотя бы ежеквартально. А чтобы инвентаризация осуществлялась быстро, придерживайтесь следующих правил:
- заносите в базу всё имущество сразу, как только вы его приобрели, присваивая и приклеивая при этом инвентарный номер;
- сообщайте бухгалтерии обо всех происшествиях и движениях имущества;
- фиксируйте в базе все происшествия, связанные с имуществом.
- закрепите за персоналом всё имущество, чтобы не было бесхозных вещей.
Управлять финансами системно можно только при условии правильной организации работы сотрудников. В следующей статье я расскажу как оценивать эффективность управления активами компании и приведу примеры используемых мной регламентов в бизнесе.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!