Многие родители считают, что достаточно любить ребенка, следить за его здоровьем и развивать – и результат будет прекрасным. Ребенок вырастет умным, сильным и эмоционально стабильным. Будет хорошо учиться в школе, получит высшее образование, устроится на престижную работу, удачно женится и т. п.
Должна вас разочаровать. Просто любить ребенка необходимо, но не достаточно. Психологи утверждают, что в развитии человека есть сензитивные – особо чувствительные – периоды. Именно в них быстрее всего развиваются способности, лежащие в основе характера.
ВАЖНО: В дошкольном возрасте сензитивные периоды реализуются в процессе общения ребенка с близкими взрослыми. И его взрослые могут не только контролировать, но и формировать.
Первая стадия – от рождения до одного года. Особо важными здесь является период от двух с половиной месяцев до пяти месяцев в среднем, когда формируется комплекс оживления. Его знает каждая мать. На обращение матери (отца) ребенок замирает, сосредоточивается на лице взрослого, затем начинает энергично двигать ручками и ножками, улыбаться и гулить.
ВАЖНО: В комплексе оживления закладывается развитие личности. Ребенку нужен физический контакт. Его нужно держать на руках, обнимать, похлопывать, массировать. Улыбаться и говорить с ним.
Вторая стадия начинается примерно с шести месяцев и формируется к году, а завершается к трем годам. В этот период самыми важными являются:
- формирование бытовых навыков;
- развитие речи.
Бытовые навыки начинаются с неспецифических действий с предметами: дети стучат ложками по тарелке и столу, подбрасывают тапочки и т. д. Родители должны обратить внимание на игры ребенка. Если он постоянно занимается одним и тем же, например, раскладывает карандаши по цветам, какие-либо фишки в ряд или в какую-либо любимую фигуру – следует насторожиться и обсудить этот вопрос с врачом.
Хорошо, если ребенок приглашает взрослого поиграть в мяч, построить пирамидку или слепить куличик из песка. Гуление исчезает, сменяется лепетом («Ба-ба-ба»), который сменяется собственно речью.
ВАЖНО: К трем годам он должен говорить предложениями, общаться с взрослым, разъясняя свои желания или точку зрения.
Третья стадия начинается с момента, когда ребенок начинает говорить «Я». Для взрослых этот период труден. В отношениях возникает кризис, который выражается в негативизме. На многие просьбы малыш отвечает: «Нет!» Он не слушается и может выражать неодобрение поведению родителей. В это время хорошо работает так называемое стори-воспитание (с помощью сказок, рассказов из детских книг или собственного сочинения).
Взрослый должен отвечать на множество вопросов ребенка, потому что он хочет знать, как устроен мир. Моделировать этот мир он будет в сюжетно-ролевой игре.
ВАЖНО: к пяти годам он должен составить себе более или менее внятную картину мира, в котором живет.
Четвертая стадия обычно начинается в пять лет, одним из критериев которого является осознание конечности жизни. Он видит боль и грусть людей, потерявших близких, и может попробовать так повлиять на маму и папу. Хорошо объяснил этот процесс писатель Григорий Остер: «Вот пойду я в лес, и съедят меня дикие волки. И тогда заплачут мама с папой, и купят мне конфет и в зоопарк сводят» (цитирую по памяти).
ВАЖНО: как только у ребенка появятся подобные мысли, ему нужно сразу объяснить, что если волки съедят, то на море он не поедет, и конфет у него не будет. А подарок на новый год Дед Мороз привезет другим детям. Как правило, это работает.
С детьми в этот период важно говорить «за жизнь», чтобы он смог лучше подготовиться к новым условиям в школе, к более жестким требованиям учителей и отношениям одноклассников.
Если у ребенка имеется дефицит общения с близкими взрослыми, например, при воспитании в детском доме, то до четвертой стадии в пять лет он не доходит.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк!
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.