Начало читайте здесь
На прошлой неделе мы с вами начали обсуждать Медного всадника и выяснили, что он совсем не медный, а бронзовый, но во времена Пушкина медный – это еще и славный, великий, так что больше вопросов к Александру Сергеевичу нет.
Но почему он вообще начал про это писать и как памятник, без которого теперь не помыслишь Петербурга, там оказался?
Началось все в 1766-ом году. На троне тогда была Екатерина II. Это потом ее назовут Великой – как когда-то звали Петра – а пока не прошло еще и пяти лет, как она совершила переворот и одновременно решила сразу две проблемы – освободила себя от нелюбимого мужа и страну от нерадивого (по ее мнению) правителя.
Екатерина только встает на путь реформ и ей нужно показать, что реформы ее будут полезными для общества. Недаром она переписывалась с Дидро и Вальтером. С ними она, кстати, и обсуждала, как ей влюбить в себя народ.
Тут и вспомнили о Петре. При жизни его не любили, но после смерти, как это часто бывает в истории, осознали важность его реформ. Поставить ему памятник, да еще со звучной подписью: «Петру Первому - Екатерина Вторая» - значит увековечить свое имя и связать себя с человеком, чей авторитет уж точно не будет подвергаться сомнению.
Итак, решено – памятнику быть. Постаментом для него выбрали Гром-камень. Он был таким огромным, что когда его вытащили, на том месте образовался пруд. Тащили камень зимой, когда почва замерзла и не оседала, а около пристани приходилось специально вбивать сваи, чтобы судно, перевозившее камень, не потонуло.
Поза Петра тоже выбрана неслучайно. Это – поза победителя.
Скульптор вспоминал:
«Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя».
Кстати, в Питере очень любят рассказывать, что Медный всадник – единственная настолько массивная статуя, имеющая лишь три точки опоры – ноги и хвост коня. Но это не совсем так. Хвост не является опорой, он – противовес. Так что получается, что опоры у такого огромного памятника всего две, а это – действительно рекорд.
Жители памятник приняли, но долго изумлялись, а порой и пугались его размерам. Так сформировалась городская легенда о блуждающем по ночам Петре. Говорят, что во время Отечественной войны 1812-ого года Александр I хотел сдавать город и статую забрать с собой. Но накануне дня, когда планировалось отдать приказ об эвакуации, ночью майору Батурину снится сон: Петр съезжает со своего постамента и скачет ко дворцу императора, становится у окна и говорит:
«Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию?.. Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»
И после этого уезжает обратно на постамент. Говорят, Александр был так впечатлен, что отменил эвакуацию города.
А некоторые верят, что являлся призрак Петра и царевичу Павлу. Ночью, когда тот шел с другом по улицам столицы, увидели они человека в плаще. Тот сказал, обращаясь к царевичу:
«Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие».
Затем он пошел впереди, как бы ведя его за собой, а когда повернулся, то Павел с изумлением разглядел лик Петра.
Так ли иначе, подобные легенды бродили по всему городу и одна из них, возможно и вдохновила Пушкина в 1833-ом году написать свою поэму. Посвящена она жуткому наводнению, которое случилось в городе в 1824-ом году. Разбушевавшаяся стихия разрушила полгорода. Если приедете в Питер, вам с удовольствием покажут отметку, до которой доходила вода.
Сам Пушкин наводнение не застал – путешествовал по Уралу, так что писал с чужих слов. Над текстом работал тщательно – переписывал, выверял все по нескольку раз. Но это не помогло. Рукопись почитали в тайной полиции и вернули автору с огромным количеством исправлений. Пушкин, к сожалению, так и не увидел свою поэму напечатанной.
Этот канал посвящен связи литературы с историей. Что порождает литературные сюжеты? Что из них правда, а что - вымысел? Кто был прототипом наших любимых произведений?
Подписывайтесь, чтобы узнавать больше!
#сквозь_призму_истории