"Сранский дом", совместные женские омовения, обнимашки с мальчиками и жажда душевной теплоты...
Впервые книга опубликована в 1983 году в Германии. В 1984 году удостоена Немецкой премии в области детской литературы.
Сюжет книги «Воскресный ребенок» Гудрун Мёбс
Семья – самое ценное, что у нас есть. Так вышло, что героиня этой книги с первых дней жизни оказалась никому не нужной. Она растет в приюте, который называет «сранским домом». На улицах среди толпы она взглядом выискивает тетенек и дяденек, которые могли бы быть ее родителями, бросается к ним с криками «Мама, папа!».
Девочка мечтает стать «воскресным» ребенком, ведь по воскресеньям в приют приходят люди, чтобы «взять» себе ребенка. Взрослые гуляют с ними, водят в зоопарк или кафе, угощают мороженым, а вечером возвращают в приют.
Однажды мечта девочки сбылась и у нее появилась своя «воскресная мама».
Странности этой книги
Вроде бы хороший социально-значимый сюжет: добрая история девочки, которая смогла обрести родителей.
Но что-то не дает пробиться немецкой душевной доброте сквозь скептицизм русского менталитета.
Странность первая: отсутствие имени. Имени у девочки нет. Почему? Неверное, так Гудрун Мёбс показывает обобщенную проблему одиноких детей.
Странность вторая: обнимашки и поглаживания. В приюте героиня дружит с мальчиком-инвалидом Карли. Когда он разговаривает, у него изо рта капают слюни, он заикается, да и с «головой у него не все в порядке». Девочка с ним не играет, но почему-то Карли залезает к ней в кровать под одеяло и гладит ее.
Карли прижимается ко мне. Он тёплый и намного меньше меня. Он гладит мне щёки, это так приятно…
Странность третья: обнажение. Не понятны мне моменты близости «воскресной» мамы Уллы с девочкой. В самую первую встречу Улла раздевает подопечную и тащит ее купаться в ванну.
Она начинает раздевать меня... Улла раздевает меня, вот я уже голая, и мне даже не стыдно. Потому что мне плохо.
Странность четвертая: совместные ванные процедуры. Во время второй встречи, Улла везет девочку к озеру, а потом к себе в гости, чтобы вместе принять ванну. Может немецкая идеология 80-ых годов прошлого столетия не видела в подобных эпизодах «ничего такого», но эти сцены мне показались несколько неуместными.
Странность пятая: рассуждения о размере груди. Принимая совместную ванну, девочка разглядывает грудь Уллы и рассуждает о том, какая грудь у «воскресной» мама, сестры Франциски из приюта и самой девочки.
Я иду в ванную – а там стоит Улла. Голышом. Я немножко испугалась, если честно. Я смотрю на неё и… тут же отвожу взгляд.
– Раздевайся и залезай, – говорит Улла, наклонившись над ванной. И нисколечко не стесняется.
Странность шестая. Все сомнительные действия героинь иллюстрируются сомнительными рисунками Ротраут Сузанны Бернер.
Для кого эта книга?
Издательство «Самокат» ставит маркер 6+ и позиционирует как книгу для семейного чтения.
Тема книги – благородная, привлекать внимание к проблеме сирот нужно. Но странное сюжетное наполнение выглядит совершенно неуместно.