В детях активно изживают романтику в период обучения в школе – к сожалeнию, в пользу такого вывода подталкивают всплывающие в ежедневной жизни факты. Вот два примера профессий, которые десятилетиями считались одними из самых романтических и одновременно мужественных: космонавт и моряк-подводник.
Многие ли школьники мечтают о них сегодня?
Так, Герой России, летчик-космонавт Федор Юрчихин нередко проводит встречи и занятия с детьми-школьниками, причем среди разных возрастных групп. Это дало ему возможность заметить одну типичную особeнность: чем старше становятся учащиеся, тем более сужается их представление о круге будущих профессий и занятий в жизни, причем этот круг сводится к ярко очерченным целям: получить больше денег.
Федор Юрчихин: "Кто хочет быть космонавтом? Мы часто задаем этот вопрос, и могу ответить, что очень мало поднятых рук.
Вот школа. Встречаюсь со школьниками, прошу, чтобы подобрали группу ребят одинакового возраста, скажем, 5-7 класса. И группу старшеклассников. Вопрос к первым: кем мечтаете быть? Летчиками, моряками, путешественниками? Докторами, архитекторами? «Вот ты станешь архитектором: что ты будешь делать?» «Ну, я бы хотел построить такое бо-ольшое здание…» Ко вторым – кем? Экономистом, юристом, банкиром, блогером. Что за профессия – блогеры? «Они много зарабатывают…»
Средние классы – они уже что-то понимают. Вот, например, одна девочка захотела стать хирургом – чтобы помочь родным, близким. Почему? Бабушка в возрасте, есть какие-то проблемы. То есть это совершенно другое! Другой «пласт» детей…
А потом разговариваем с учителями: вот – изначально – есть ребята, которые мечтают. Другие – скажем, это «середина» – те, которые уже начинают куда-то определяться. А вот – результат «пути»: юрист, экономист, банкир. И блогер! Все! Остались четыре профессии, если и «блогера» сосчитать. Других как бы нет уже вовсе".
Тeпeрь другой пример – из области детского творчества. Недавний конкурс детских рисунков в городе Северодвинске среди детей разных возрастных групп – от старшего дошкольного возраста до выпускных классов – показал довольно неожиданную, на наш взгляд, особенность. Самыми активными участниками стали дети в возрасте 6 – 9 лет. Тематика конкурса была связана с жизнью моряков-подводников.
Самые юные участники – их оказалось 103 человека – с энтузиазмом взялись за кисти, краски и карандаши. Они продемонстрировали как интерес к теме, широкий спектр восприятия жизненных ситуаций, творческое воображение, так и желание и возможность воплощать создаваемые образы ярко, порой даже с юмором, а временами и с драматизмом, использовать разные художественные средства, заметно стремиться сделать рисунок верно – насколько это может маленький ребенок, еще физически не успевший постичь какие-то художественные азы.
А вот следующие возрастные группы – средний возраст, а за ним и старший – количественно резко пошли на убыль. Группа в 10 – 13 лет представила 45 рисунков, а 14-17-летние участники показали только 25 работ.
Должно ли взросление вызывать еще больший интерес к романтике морской профессии, развивать в ребенке эмоциональную сферу, расширять кругозор? Новых сюжетов среди работ участников почти не появилось. Исключения, скажем банально, лишь подтвердили правило.
Разные примеры, которые в равной степени указывают на одну и ту же проблему – дети с возрастом все менее стремятся к тому, что во все времена было принято называть романтикой. Точнее, все более перестают стремиться, так как в самые ранние годы жизни они в значительной мере еще открыты ей. Романтика как бесконечный мир познания, гуманных открытий, мечтаний, как решение драматических коллизий и вечная проблема выбора между добром и злом – она, похоже, просто уходит из жизни ребенка именно в то время, когда могла бы помочь ему раскрыть свою личность. Взамен развития творческого начала подростки активно приобретают прагматические черты характера, а вместе с ними и соответствующие жизненные установки.
Причины? Видимо, это уже отдельный разговор.