3: 00 - 4: 00 утра. Июнь 1629 года. Корабль "Батавия" плывет примерно в шестидесяти километрах от западного побережья Австралии. Обстановка на борту напряженная, и один из находящихся там людей, Иероним Корнелис, ждет подходящего момента, чтобы начать бунт. Но тут раздается треск дерева, и парусник на полной скорости проходит по коралловому рифу. Начинается борьба за жизнь экипажа, которая в конце концов оказывается вполне успешной. Большинство пассажиров добираются до ближайшего острова, где они в безопасности. Или, по крайней мере, они так думают-последующие события войдут в историю как одни из самых страшных в истории морского судоходства…
Чтобы понять все это печальное событие, мы должны вернуться к началу путешествия.
Батавия была закончена в 1628 году в Амстердаме и отправилась в свое первое плавание 28 мая 1628 года в октябре того же года из порта Тексель. Ее сопровождали еще семь кораблей.
Гордый парусник был назван в честь столицы Голландской Ост-Индии, сегодняшней Джакарты. Он был нагружен отборными и качественными товарами - дорогими тканями, бочками вина, сотнями буханок лучшего сыра, а также оружием-например, инкрустированными золотом мечами или мушкетами, украшенными перламутром. Ценный груз дополняли двенадцать сундуков, наполненных серебряными монетами.
Товары предназначались для продажи на Яве или обмена на редкие пряности, за которые в Европе платили золотом. Батавия была торговым судном, но, конечно, было бы неразумно оставлять такой драгоценный груз без охраны, поэтому в корпусе имелось довольно мощное вооружение, состоящее из 24 орудий и большого отряда солдат на борту.
Ост-Индская компания назначила Франческа Пелсаерта, главного купца, главнокомандующим кораблем, к большому огорчению капитана Ариэна Якобса. Это стало толчком ужасных событий, которые должны были произойти через несколько месяцев.
Другими важными персонажами были уже упомянутый Иероним Корнелис, бывший аптекарь, а ныне заместитель Пелсаерта, и две дамы - Лукреция ван дер Мейлен, плывшая в Батавию за мужем, и ее горничная Зваантье Хендрикс.
Капитан Якобш пытался соблазнить Лукрецию в самом начале, а когда ему это не удалось, он установил интимные отношения с ее горничной. Лукреция стала близкой подругой верховного главнокомандующего Пелсаерта ... Отношения двух мужчин, таким образом, стали еще более враждебными, до такой степени, что Якобш начал думать о насильственном захвате корабля и жизни пирата. Он также сообщил Корнелису о своем намерении.
Беспокойное путешествие.
Плохая погода во время путешествия, тем временем, вызвала разрыв между Батавией и ее конвоем. В середине апреля 1629 года Батавия отплыла к мысу Доброй Надежды и причалила в соседнем порту.
Капитан Якобш со своей новой подружкой и Корнелисом проводили время на других кораблях и в порту на буйных алкогольных вечеринках, которые не обходились без жалоб на их поведение. Командир Пелсаерт разрешил ситуацию, наказав Якобше - заставив его публично раздеться. Это еще больше разозлило капитана.
Вскоре после этого "Батавия" подняла якоря, покинула полуостров Кейп и направилась дальше на восток. Во время плавания Якобш часто впадал в состояние отчаяния и гнева, чем Корнелиш и воспользовался, подливая масла в огонь своими замечаниями и поощряя капитана к бунту. Они придумали простой план по захвату управления кораблем: с помощью сочувствующих моряков убить солдат, бросить Пелсаерта на съедение акулам, взять под командование и контроль ценный груз. Батавия, таким образом, станет пиратским кораблем, и когда команда накопит достаточно богатства, все они поселятся в одном из азиатских портов.Тогда мятежники заставили нескольких своих людей преследовать госпожу Лукрецию. Это должно было спровоцировать Пелсаерта на дисциплинарные меры, что должно было стать подходящим предлогом для восстания.
Первая часть плана прошла успешно, Лукреция опознала одного из нападавших, Яна Эверца, и командир собирался дать дисциплинарное взыскание. Но этому не суждено было сбыться.
Крушение.
В ту роковую ночь человек в патрульной корзине предупредил, что видел на поверхности моря спокойствие волн, как будто это был подводный риф. Однако капитан не согласился с его мнением, полагая, что это всего лишь игра лунного света. Вскоре после этого последовали жесткие удары и дребезг…
При ударе о риф отломилась половина руля, а поскольку скорость корабля была довольно высокой, нос вышел на коралл и поднялся на несколько метров вверх. Команда считала, что сейчас отлив, и поэтому достаточно будет дождаться прилива. Он снимет корабль, и, несмотря на повреждения, он сможет плыть дальше. Однако, как выяснилось через несколько часов, это была ошибка. Дело обстояло наоборот: корабль разбился во время прилива, и по мере того, как уровень воды начал падать, корпус все больше и больше оказывался над поверхностью. И что еще хуже, грот-мачта отвалилась и грозила превратиться в огромный таран, который плавно пронзит и уничтожит весь корабль. Капитан приказал срезать мачту, что казалось вполне разумным решением, если бы она не была срезана так неудачно, что упала прямо на корабль. С этого момента судьба Батавии была предрешена. Поднятый корабль начал ломаться, и надо было спасать, что можно.
Спасение на острове.
В этой ситуации планы восстания пришлось отложить. К счастью, поблизости находились два острова, принадлежащие архипелагу, ныне известному как Хаутман Аброльос. Две лодки в течение дня перевезли на острова не только большую часть экипажа, но и большую часть продовольствия и запасов воды. Матросы строили палатки из парусов корабля и искали воду на островах. К сожалению, это было самой большой проблемой. Пелсаерт и Якобш, вынужденные обстоятельствами сотрудничать, решили отплыть на обеих лодках с частью выживших в поисках воды на материк, то есть в почти неизвестную тогда Австралию.
После нескольких неудачных попыток и поисков на засушливом побережье мужчины отправились в трудное плавание на север. 7го июля успешно достигнув города Батавия на острове Ява. Все сорок восемь человек на борту обеих лодок пережили более чем месячное путешествие, полное голода и жажды.
На основании обвинений Пелсаерта в халатности и жестоком поведении боцмана и капитана Якобша арестовали. Боцмана казнили, но источники умалчивают о дальнейшей судьбе капитана.
Однако губернатор Явы, как и представители Голландской Ост-Индской компании, не смотрели на Пелсаерта с большим сочувствием и упрекали его за то, что он оставил остальных членов экипажа на произвол судьбы в таком пустынном месте. Вот почему они послали его обратно на корабле, чтобы спасти выживших. И, как оказалось, судьба людей на острове действительно была очень жестока. Впрочем, не только по вине негостеприимной природы. Как это часто бывает, за страданиями стоял человек.
Судьба островитян.
Одним из оставшихся на острове был Иероним Корнелис. Этот человек, как заместитель командира, был высшим офицером среди потерпевших кораблекрушение, а также объявил себя лидером. Поначалу он пользовался большой поддержкой среди других, но это продолжалось недолго. Вскоре выяснилось, что он был психопатом со склонностью к насилию и контролю над другими. Но сначала о главном.
В самом начале многие люди умирали от жажды, но через несколько дней пошел дождь, и ситуация немного улучшилась с этой точки зрения. Корнелис, однако, держал все поставки под контролем и намеревался стать неограниченным правителем. Сначала он должен был избавиться от солдат, которые могли разрушить его планы. Поэтому он послал группу из 20 человек во главе с Уиббом Хейсом на другой остров под предлогом поисков там воды. Он благоразумно сохранил их оружие. На самом деле он рассчитывал на то, что воды там нет, и все они погибнут, тем самым изящно избавившись от них.
Как только они ушли, он ввел жестокое царство террора. Сначала он разделил выживших на группы на ближайших небольших островах, ни на одном из них не было воды. С помощью жесткого ядра из примерно тридцати преданных головорезов он начал убивать всех, кто, по его мнению, мог причинить неприятности. В то же время он хотел таким образом сократить число потерпевших кораблекрушение из-за ограниченного количества припасов. Банда убийц не давала себе долго отдыхать и бесновалась как безумная. Ее члены буквально экспериментировали с различными вариантами смерти и упивались мучениями своих жертв. Это была жестокая резня. Многие люди были убиты ножом, избиты, утоплены или умерли другими способами, в том числе женщины и дети. Другие просто умирали от жажды или голода. Тела были свалены в братские могилы. Пираты также выловили бочки с вином из затонувшей Батавии, а у убитых купцов забрали дорогую одежду, золото и драгоценности. Они стали предаваться диким кутежам , во время которых Корнелис принуждал бедную Лукрецию к покорности, и она должна была стать его невольной любовницей.
К несчастью для мятежников, оказалось, что они также убили корабельного плотника в необузданной бойне, и у них не было никого, кто мог бы построить корабль, способный плавать в открытом море из обломков. Корнелис, несмотря на свою одержимость, конечно, знал, что рано или поздно здесь появится спасательный корабль. Он планировал захватить его, забрать сокровища Батавии и стать могущественным пиратом на просторах океана.
Остров солдат.
Но случилось то, на что он не рассчитывал. Уиббе Хейс и его солдаты не только не погибли, но на соседнем острове они даже нашли обильные источники воды и пищи в виде маленьких кенгуру, птиц и их яиц.
Конечно, Хейс не знал, что происходит после того, как они ушли, поэтому он развел костер и послал дымовой сигнал. Однако ответа он не получил и не знал, что об этом думать. Но он узнал обо всем очень быстро. Около сорока человек сумели спастись от Корнелиша и его банды на небольших лодках, плотах или просто уплыли. Но только двадцать семь из них выжили и добрались до острова, где находились солдаты. Другие погибли в волнах, на утесах или в результате ранений от пиратов.
Как только Хейс узнал истинное положение дел, он начал готовиться к нападению Корнелиса, которого логически ожидал. Благодаря беженцам число людей Хейса увеличилось до сорока пяти, что было больше, чем у Корнелиса. Но проблема была в том, что, в отличие от пиратов, они не были вооружены вообще. К счастью, солдаты проявили большую изобретательность и из выброшенных на берег остатков кораблекрушения, из обручей бочек и другого подходящего материала стали делать копья и другое оружие. Они даже сделали несколько катапульт и метательных машин. Они также готовили беженцев к битве, и все вместе они построили импровизированное каменное укрепление вокруг своего лагеря. Кстати, оказалось, что они были очень старательны и искусны-крепость сохранилась до наших дней.
Нападение мятежников.
Первая атака мятежников произошла в конце июля 1629 года, но была неожиданно отбита, и пиратам пришлось отступить. Через неделю они предприняли еще одну попытку, но солдаты сражались очень храбро и, несмотря на потери с обеих сторон, снова отстояли свой остров. 1 сентября Корнелис послал на остров корабельного проповедника для переговоров о перемирии. На самом деле он намеревался убить Хейса при первой же возможности. Проповедник предложил солдатам вино и одеяла в обмен на небольшую лодку. Они тут же согласились, и даже участники переговоров заявили, что недовольны своим командиром и хотели бы присоединиться к пиратам.
Ободренный этой новостью, Корнелис отправился на остров на следующий день лично вместе с пятью своими ближайшими друзьями в предвидении великой победы. Часть защитников острова пошла ему навстречу, но как только две группы встретились, солдаты окружили их, и в завязавшейся стычке четверо пиратов были убиты. Корнелис был взят в плен, только одному мятежнику, Якобу Питерсу, охранявшему лодку на берегу, удалось спастись. Самопровозглашенный командир пиратов слишком поздно понял, что попал в засаду.
Однако у солдат все еще не было достаточно оружия, чтобы провести контратаку на пиратском острове, поэтому они решили подождать. Эта тактика в конце концов увенчалась успехом. Несколько дней ничего не происходило, но потом 17 сентября 1629 года остальные мятежники, вооруженные мушкетами, решили снова атаковать и освободить своего командира. Хотя у самих защитников не было огнестрельного оружия и четверо из них были ранены, им снова удалось успешно защититься. Но тут на горизонте появился корабль. Это был "Сардам", спасательная яхта, которую лично вел Франческо Пелсаерт, первый командир "Батавии".
Спасибо за просмотр, подписывайтесь на канал и пишите комментарии. Читайте также о катастрофе Гинденбург и Вильгельма Густлоффа