Сегодня я расскажу вам обо всех советских тяжёлых мопедах. Для начала расскажу, чем советские тяжёлые мопеды отличаются от мопедов лёгких. Если кратко, то лёгкие мопеды – это велосипеды с моторчиками, и что-то, похожее на них. Все мопеды, не похожие на велосипеды, имеющие чисто мопедную компоновку – это мопеды тяжёлые.
Первый тяжёлый советский мопед назывался Стрела, и выпускался он на Подольском машиностроительном заводе с 1936 года. Мопед имел двигатель с рабочим объёмом 100 кубических сантиметров, который развивал мощность в 2,3 л.с. Интересно, что по своей кубатуре Стрелу можно было отнести к мотоциклам, но наличие педального привода намекало на то, что Стрела всё-таки мопед. Кроме педалей, у Стрелы была ещё и двухскоростная коробка передач.
Мопед Стрела разгонялся до 50 км/ч, но массовое производства этой модели так и не развернули – было выпущено только несколько небольших партий этих интересных мопедов. Потом завод перевели на рельсы оборонной промышленности, и следующие советские тяжёлые мопеды начали выпускать только в 1946 году.
Мопед К1Б Киевлянин начали выпускать с 1946 года. Этот мопед технически был похож на Стрелу 1936 года, и это не случайно – оба мопеда были созданы на базе немецкого мопеда “Вандерер-98”. Выпускали мопед Киевлянин до 1952 года, а потом от производства мопедов на Киевском мотоциклетном заводе отказались, начав выпуск тяжёлых мотоциклов с коляской М-72.
Хотелось бы отметить, что выпуск мопедов К1Б Киевлянин никогда не был массовым, больше всего было выпущено мопедов в 1951 году – более 14 000 штук. Согласитесь, что для такой огромной страны, как Советский Союз – это капля в море.
Начиная с 1958 года, тяжёлые мопеды начали выпускать на рижском мотовелозаводе «Саркана Звайгэне». Первым рижским мопедом стал Спиридитис. Этот мопед имел двигатель 60 кубических сантиметров собственного производства, но двигатель оказался откровенно неудачным, так что в серийное производство этот мопед не пошёл.
Чтобы побыстрее наладить производство мопедов, было решено купить лицензию на малокубатурный двигатель Ява, и вскоре появился первый серийный мопед рижского мотовелозавода под названием Рига-1.
Рига-1 имела двигатель на 49,8 кубиков, и развивала мощность 1,5 л.с. Максимальная скорость данного мопеда составляла 40 км/ч.
В 1965 году появился мопед Рига-3. Этот мопед оснащался двигателем Ш-51, с мощностью 2 л.с. Новый мопед был легче, и развивал максимальную скорость 50 км/ч. Двигатель Ш-51 был создан на базе явовского 50-кубовика, и модернизирован шауляйскими умельцами.
С 1970 года начался выпуск мопеда Рига-4. Этот мопед оснащался шауляйским двигателем Ш-52, который развивал мощность уже 2,2 л.с.
Рига-12 выпускался с 1974 года, и оснащался двигателем Ш-57. Ригу-12 продавали и на экспорт, экспортные модификации отличались более качественной сборкой, новым глушителем и бензобаком изменённой формы.
С 1979 года выпускали мопеды Рига-16, которые оснащались двигателями Ш-57 и Ш-58. Модель Рига-16 с Ш-58 стала знаковой – именно на этом двигателе отказались от педалей, теперь все рижские мопеды имели кикстартер.
С 1981 года выпускали мопеды Рига-22. Новые мопеды имели электронное зажигание, да и вообще, ресурс двигателя Ш-62 серьёзно повысился.
Самыми популярными Ригами в 1980-х годах были мини-мокики Рига-26 и Стелла. Примерно в это же время появился рижский мопед Дельта. Именно эти мопеды были лебединой песней рижского мотозавода, после развала СССР завод быстро разорился.
Что касается мопедов львовского производства, то их начали выпускать с 1967 года. Первый львовский мопед назывался МП-043, он комплектовался двигателем Ш-51. В 1969 оду начался выпуск мопедов МП-046.
Так как львовские мопеды сильно уступали в популярности мопедам рижского мотозавода, было решено сделать модернизацию производства, и вскоре появился мопед Верховина-3. С 1972 года Верховину-3 сменил мопед Верховина-4. Потом появились Верховина-5 и Верховина-6. Верховина-6, так же, как и Рига-16, сначала выпускался с педальным двигателем Ш-57, потом на него начали ставить двигатель Ш-58 с кикстартером.
Последний мопед серии Верховина – это Верховина-7. После него появились мопеды серии Карпаты, ставшие самыми серийными и распространёнными советскими мопедами.
Вообще, тяжёлые мопеды в СССР были очень популярными, а сам Советский Союз был третьим в мире производителем мопедов, после Японии и Италии. М-да, было так, да всё прошло – сейчас нигде в СНГ не выпускают мопеды собственного производства, только собираются китайские скутеры и мопеды из комплектов. Что же, хоть так, лучше, чем совсем никак, хотя обидно…