Найти в Дзене

Запрещённый приём: Задолго до "Снайдерката"

Пока шум, наделанный «Лигой Справедливости Зака Снайдера», потихоньку идёт на спад, я вспоминаю другой фильм великого визуализатора, который в своё время произвёл на меня неизгладимое впечатление своей психоделической составляющей. «Запрещённый приём». Если всё, что вы хотите сказать: "Война – это плохо", зачем вам снимать кино? Просто скажите это. Квентин Тарантино Коротко о сюжете Фильм знакомит нас с молодой девушкой, которую мы называем просто «Куколкой» (примите как факт). Её распри с отчимом приводят к тому, что «Куколка» оказывается в психиатрической лечебнице, где после небольшой врачебной обработки начинает терять реальность. Пока её ведут на лоботомию, мы видим то, как она представляет себе окружающий мир. Лечебница – это сюрреалистичный бордель, в котором девушки вроде как живут хорошо, но… это же бордель! Она подговаривает своих сестёр по несчастью и разрабатывает скромный план побега, для которого нужны лишь несколько предметов. И чтобы их достать… Реальность – то, что мы
Оглавление

Пока шум, наделанный «Лигой Справедливости Зака Снайдера», потихоньку идёт на спад, я вспоминаю другой фильм великого визуализатора, который в своё время произвёл на меня неизгладимое впечатление своей психоделической составляющей. «Запрещённый приём».

Постер фильма "Запрещённый приём"
Постер фильма "Запрещённый приём"
Если всё, что вы хотите сказать: "Война – это плохо", зачем вам снимать кино? Просто скажите это.
Квентин Тарантино

Коротко о сюжете

Фильм знакомит нас с молодой девушкой, которую мы называем просто «Куколкой» (примите как факт). Её распри с отчимом приводят к тому, что «Куколка» оказывается в психиатрической лечебнице, где после небольшой врачебной обработки начинает терять реальность.

Пока её ведут на лоботомию, мы видим то, как она представляет себе окружающий мир. Лечебница – это сюрреалистичный бордель, в котором девушки вроде как живут хорошо, но… это же бордель!

Она подговаривает своих сестёр по несчастью и разрабатывает скромный план побега, для которого нужны лишь несколько предметов. И чтобы их достать…

Реальность – то, что мы видим

Весь фильм – это сон. По тем заветам дядюшки Фрейда, которые не строятся на фаллических символах, сон есть гиперболизация того, с чем мы сталкиваемся в реальном мире. И "Запрещённый приём" – мир, вымышленный главной героиней.

Своё пребывание в психиатрической лечебнице девушка представляет как рабство в борделе. Достать предметы для побега – ещё более экстремальное для её жизни действо, и потому её сознание проваливается ещё дальше, на следующие уровни сна. Тут мы видим уже не бордель, а то, как она прорывается с боем к намеченной цели среди фэнтезийных миров.

Во всей этой психоделической метафоре на поверхности лежит мысль о том, что любой шаг в изменении нашей жизни – это сложные усилия над собой. Для некоторых даже выйти из дома будет всё равно что выступить с боем против армии зомби-нацистов или огромных демонов-самураев.

Кадр из фильма "Запрещённый приём"
Кадр из фильма "Запрещённый приём"

Типичный Снайдер

Пусть этот фильм и не собрал баснословных прокатных денег, он чётко даёт понять: если нужно визуализировать сюжет на высшем уровне, за него должен отвечать Зак Снайдер.

Здесь в основе сюжета лежит визуализация. Визуализация бреда, рождённого головой девушки, идущей на лоботомию. Масштабные сцены поля боя, перенасыщенные действием, скудны на маленькие детали окружения. Здесь нет ни одного не действующего реквизита, что прямо состыкуется с происходящим: это всего лишь игра воображения.

Снайдер не будет Снайдером, если поверх всего этого очень странного и непонятного, но интересного зрелища не добавит библейских отсылок. Во избежание спойлеров я не буду их передавать, а лишь вставлю эпиграф, который мы слышим в самом начале фильма:

У каждого человека есть ангел-хранитель, оберегающий его, и мы не знаем, какой облик он может принять. Сегодня – это старик, завтра – юная девушка. Но пусть его внешний вид не смущает вас: Ангел яростней любого дракона. Но только не в битве, а в попытках достучаться до нас и напомнить, кто мы есть на самом деле. Ибо только мы сами имеем полную власть над миром, который создаём вокруг себя.

От «Запрещённого приёма» до «Лиги Справедливости»

Как нам даёт понять бóльшая часть истории творческого пути Зака Снайдера, Голливуд ему не доверяет. Финальные варианты многих его фильмов доходят до конечного зрителя в сильно урезанном варианте, в котором остаётся лишь только зрелищность. А идея пропадает где-то во время финального монтажа.

Да, у «Запрещённого приёма» тоже есть режиссёрская версия. Но, по сравнению с теми же «Хранителями», суровые дядьки в костюмах обошлись с ним достаточно мягко и не стали сильно губить сюжет в угоду хронометражу. Конечно же, это только потому, что фильм у Снайдера получился достаточно коротким по меркам режиссёра.

Кадр из фильма "Запрещённый приём"
Кадр из фильма "Запрещённый приём"

Вердикт

На выходе мы видим ещё один жёсткий мрачняк от Зака Снайдера. На этот раз недооценённый, но сохраняющий подход и философию режиссёра. То, что я описал в статье – лежит на поверхности, а на самом деле всё гораздо сложнее.

Я посмотрел этот фильм, когда он только вышел. Тогда я подумал: «В этом фильме очень глубокий смысл, и мне его не понять». Пересмотрев, я лишь ещё раз убедился в этом.