Уже представляю, как кто-то в гневе закатывает глаза глядя на заголовок. Ведь, по мнению многих The Cure это так называемый готик-рок. Самое забавное, что оба этих определения подходят к группе, и никакого противоречия в этом нет. На мой взгляд, Роберт Смит с компанией таких же, как он прекрасных музыкантов умудрилась шагнуть так далеко в поп культуру как никто прежде. Работает это и в обратном направлении. Можно сказать, что никто до них из поп музыкантов так сильно не желал быть рокерами.
Собственно о существовании этого коллектива я впервые услышал ещё в годы своего увлечения группой «Агата Кристи». Почему-то братьев Самойловых было принято сравнивать с англичанами. Я же, внимательно изучив дискографию и той и той групп ничего схожего не выявил. При этом понятно, что и Глеб, и Вадим точно знакомы с творчеством Роберта, но прямых заимствований я не выявил. Есть пара цитат в песнях, но не боле. Это абсолютно разные коллективы.
Так же с моей точки зрения спорно утверждение, что The Cure играли, прям уж такую грустную музыку. Вот «Агата Кристи» действительно невеселая группа. От их композиций веет тоской. Я иной раз сейчас удивляюсь, как такое вообще пускали когда-то в эфир. У англичан же музыка куда более удобоваримая. И точно нет в их текстах такой вселенской тоски. Нет, ну конечно они не жизнеутверждающая группа, но для радио они вполне подходили. В отличие от многих других своих коллег. Например, Joy Division или Bauhaus куда сложнее в восприятии. Я уж не говорю о Christian Death. Последние так вообще очень на большого любителя.
Однако я отвлёкся. Речь-то сегодня пойдёт о Роберте Смите. Так вот родился этот джентльмен в провинции. Я почему-то был уверен, что он лондонский парень, но нет. Родился он в Блэкпуле, а рос в Кроули. Рос к слову в многодетной семье. И с детства занимался на фортепиано и гитаре. Это к вопросу о навыках игры. До сих пор существует у некоторых граждан иллюзия, что можно взять инструмент и, не имея опыта изобрести что-то новое. Нет, ребята и девчата. Музыка это точно такая же профессия и требует труда, как и все остальные сферы деятельности.
Первые шаги на сцене Смит начал делать ещё в 1972 году. Будучи учеником школы, он попал сначала в одну группу, затем во вторую. Ирония в том, что изначально петь Смит не собирался. Ему не нравился свой голос, но по его воспоминаниям голоса других вокалистов были ещё хуже. При этом с другими фронтменами команда успела набраться опыта, играя в различных пабах. И лишь к самому концу 70-х Роберт стал главным вокалистом и заодно автором всего материала. Тогда же The Cure познакомились с другой знаковой группой 70-х - Siouxsie and the Banshees, вместе они и отправились в свой первый большой тур.
Вообще, на мой взгляд, конец 70-х удивительное время. На тот период выпало рождение десятков великолепных групп. Но если прослеживать их дискографию, то можно с удивлением выявить, что от примитивного панка многие пришли к таким вершинам музыкального искусства, что и вообразить сложно. Не думаю, что сам Смит представлял, какую музыку он будет играть уже через 10 лет.
Если взять дебютный альбом «Three Imaginary Boys» и следом послушать «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me», то может возникнуть ощущение, что перед нами вообще две разные группы. Такая же история случилась и с теми же Siouxsie and the Banshees. И, на мой взгляд, это очень важный штрих такой. У нас если группа начинала играть панк рок, то зацикливалась зачастую на нём. Как пример могу привести, что группу «Тараканы», что «АУ». В западной же культуре группы менялись. И если в конце 70-х Роберта Смита ещё нельзя представить играющим на стадионе, то уже через 10 лет вполне можно. Да собственно он там и играл.
Почему именно The Cure стали столь популярны из всей той волны групп конца 70-х вопрос сложный. Но как я и сказал в самом начале своих размышлений Роберт Смит имеет прямое отношение к поп культуре, а не какому-то андеграунду. И это нормально на мой взгляд. Ничего зазорного нет в том, что бы играть музыку, собирающую большие залы. Скорее, наоборот, перед нами пример, когда люди делали качественный продукт пользовавшийся спросом.
Мне никогда не были близки рассуждения, что музыкант должен быть голодным и играть для трёх с половиной человек в каком-нибудь подвале. Такое любят выдавать люди не умеющие создавать великие альбомы. И естественно не умеющие развиваться. Да, на заре своей карьеры группа может себе позволить пройти через что-то странное. Они могут и музыку играть примитивную и денег не зарабатывать. Но если ты выбираешь своей профессией музыку, то, так или иначе придётся развиваться. Роберт Смит наглядно показал, что можно не просто развиваться как музыкант, но и создавать нечто прежде невиданное и не слыханное.
Сегодня же этому прекрасному человеку исполняется 62 года. Невероятный возраст. Так что с днём рождения Роберт Смит.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.