Найти в Дзене
Иркмотор

На дне Байкала возле Листвянки дайверы нашли подводную свалку. И убрали ее

Это устье речки Крестовки в Листвянке.  Фото, сделанное Rene Lipmann в 2010 году.  На мелководье - глубина около одного метра - немного водорослей, вода вполне прозрачна.
Это устье речки Крестовки в Листвянке. Фото, сделанное Rene Lipmann в 2010 году. На мелководье - глубина около одного метра - немного водорослей, вода вполне прозрачна.

Тема эта требует немедленного реагирования. Но в то же время она – спорная. Да, как ни удивительно. Потому что Байкал прекрасен в любое время года. Летом - голубая бездна, даже неясно, где у горизонта водная гладь переходит в небо. Зимой – потрясающей прозрачности лед. В шторм – неукротимая мощь… А еще можно прилечь на бережку на солнышке у мангала, где томится шашлычок. А рядом вокруг костра на рожнах запекается свежий омуль.

Байкальское небо - отдельная тема.
Байкальское небо - отдельная тема.

Все эти прелести - на поверхности. Если же заглянуть вглубь, то… Как утверждает иркутский дайвер Татьяна Опарина, акватория возле Листвянки – одной из точек притяжения как жителей столицы Восточной Сибири, так и тысяч туристов - всего лишь за десять лет из привлекательного дайв-района превратилась в настоящую помойку, непригодную для подводных погружений.

– Листвянка была полноценным дайв-районом, Байкалом в миниатюре. Десять дайв-сайтов, то есть мест для проведения погружений с аквалангом. Захватывающие стенки, каньоны, тоннели и гротики. Заросли губки. Жирные, объемные кусты. Рыба!!! Стаи желтокрылок, хариус, щуки. Минимум две семьи щук жили в пяти метрах от берега. Хариуса встречали на каждом ночном, а иногда и в дневных дайвах. Гаммарусы – желтые и синие. Воду можно было пить. Можно было приехать на дейли-дайвинг и за пять дней получить полное представление о подводном Байкале, - пишет Татьяна на своей странице в ФБ.

Однако, рассказывает она, дайверам стало скучно смотреть на красивые стенки, они начали топить трубы, двери, зеркала, машины, манекены и строить «подводные города», а губку стали вырывать на «сувениры». Свой вклад в деградацию акватории в районе Листвянки, по мнению Татьяны Опариной, внес и хаотично развивающийся туризм, а также рыбаки.

– Корабли стали парковаться подряд возле берега. С них стали бросать мусор. Особенно отличается этим дайв-сайт «Сеннушка» с «имперскими кораблями» (дорогими яхтами). Рыбаки стали ставить сети (омуль же в тренде!). Пошла ночная рыбалка. Читай: мусор, мусор, мусор + сети. Отели и мини-хостелы. Все без канализации. Все сливы – в Байкал, – сетует Татьяна.

А это уже 2012 год, каньон на Крестовке. Бревна начали обрастать водорослями. Фото Андрея Некрасова.
А это уже 2012 год, каньон на Крестовке. Бревна начали обрастать водорослями. Фото Андрея Некрасова.

Первые признаки проблемы Татьяна заметила еще в 2008 году: водорослей стало чуть больше и «уходили» они из акватории на пару недель дольше обычного. В 2011-м проблема усугубилась, а в 2013 году лимнологи официально заговорили об этом.

– Что такое Листвянка сегодня? Это портовый город, с кучей мусора на берегу и под водой, с гниющими сетями, с водорослями, покрывающими все толстым ковром до глубин 20-25 метров, с круглогодичной видимостью три, в лучшем случае – десять метров. Серо-коричневая вода. Нет губки, нет рыбы. Нет даже желтокрылки и красивых большеголовых бычков... Тема дайвинга для нас закрыта. Не хочу нырять в помойке с ревущими моторами над головой. И вам не советую, – резюмирует дайвер.

Татьяна Опарина: «Что такое Листвянка сегодня? Это портовый город, с кучей мусора на берегу и под водой. Не хочу нырять в помойке с ревущими моторами над головой».
Татьяна Опарина: «Что такое Листвянка сегодня? Это портовый город, с кучей мусора на берегу и под водой. Не хочу нырять в помойке с ревущими моторами над головой».

Однако, чтобы не завершать эту публикацию на грустной ноте, скажу, что скоро подготовлю материал о том, как проблемы с мусором медленно, но все же решают на Байкале.

Более подробно об операции по очистке дна озера здесь

Друзья, если понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь. Байкал нужно беречь вместе