В России утвержден новый порядок обращений граждан за помощью, при обнаружении раковых заболеваний. Теперь каждый взрослый россиянин оказывается «привязан» именно к своему региону, что, вероятно, снизит его шансы на спасение, если он проживает в глубокой провинции.
Однако, по мнению Минздрава, проведенные изменения позволят систематизировать работу онкослужбы, с чем категорически не согласны врачи и пациенты. Люди из периферии оказываются отрезаны от высококвалифицированной помощи современных клиник из мегаполисов, ведь, чтобы сюда попасть потребуется специальное направление.
Вот только получить его будет проблематично: регионы не захотят терять деньги, а значит плодить «онкологических туристов» никто не собирается. Новые правила должны были вступить в силу уже в этом году, но из-за многочисленных разногласий, проект отправили на доработку.
Позиция Министерства здравоохранения довольно проста: снизить финансовую нагрузку на регионы. Например, пациент из Ижевска захотел получить более квалифицированную медицинскую помощь в столице. Полис ОМС позволяет ему это сделать и прикрепиться к новому региону. Вот только стоимость услуг в Москве сильно отличается от Ижевских цен. А счет за лечение придет именно в регион, где прописан пациент.
Учитывая количество онкологов в стране, состояние оборудования и, самое главное, количество больных онкологией, вывод напрашивается довольно простой: в стране вырастет смертность от рака. Даже если удастся выбить направление в желаемую клинику, пройдет немало времени, а это самое главное при развитии опухоли.
Как альтернативу, пациентам предлагают присутствовать на телемедицинской консультации в федеральном НИИ. Правда, не очень понятно, как она поможет, если в небольшом городе катастрофически не хватает лекарств и оборудования. Для особо сложных случаев, предусмотрена возможность обращения в любую клинику, но опять же, сколько времени это займет?
Специалисты отмечают, что, в принципе, идея неплохая, но заработать она сможет только при наличии соответствующей инфраструктуре и медицинского персонала в каждом отдельном взятом регионе. Но сегодня количество клиник, соответствующих требованиям для оказания помощи онкобольным, минимально.
Например, в отделении противоопухолевой терапии обязательно должно быть не менее 20 коек (до 50). Радиотерапия обеспечена пятью койками на одну установку, при этом в больнице, где есть подобное оборудование, требуется поставить не менее 50 онкологических коек. Хирургическое отделение – не менее 25 коек (также до 50), а в самой больнице должно быть не меньше 70 мест для раковых больных.
Сколько таких больниц можно найти в России? В Московской области таковых всего три, а в Пермском крае – нет ни одной. И подобный дефицит по другим областям. Спасают платные клиники, но каждый ли себе может позволить такое лечение?
То, что болеть становится дороже – это понятно уже давно. Но тот факт, что теперь записаться к хорошему врачу станет еще сложнее, наводит на грустные мысли. При этом Минздрав регулярно отчитывается о выделенных денежных средствах (и немалых) на модернизацию, повышение оплаты работникам. Ждем следующего года, когда поправки вступят в силу.