Произведения Гоголя должны оставаться вне политики
В России существует негласный запрет на всё украинское, а на Украине - на всё российское. Из-за этого в состоянии условной невесомости оказались советские фильмы, снятые по произведениям Николая Гоголя. Их редко показывают по российскому ТВ, так как они про украинскую культуру. Нечастые гости они в украинской сетке телевещания, так как придерживаются абсолютно иной идеологии. Жаль, что в архивах вынуждены пылиться действительно хорошие фильмы. В их числе экранизированная повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», которая, на мой взгляд, значительно лучше современных российских хорроров.
Славянский дух в каждом кадре
Я давно задаюсь вопросом: почему наши режиссёры, снимая фильмы ужасов, не обращаются к славянской мифологии. Российские ужастики почти покадрово повторяют американские хорроры. Самобытного и интересного отечественного фильма ужасов пока снять не удалось. Хотя, материала для пугающего сценария предостаточно.
Ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос, как мне кажется, я нашёл относительно недавно, пересмотрев фильм «Майская ночь, или Утопленница» (ссылка на фильм), снятый в 1952 году талантливым советским сказочником Александром Роу. Этот фильм прекрасен во всем: от создания атмосферы, до натурных съемок и игры актёров.
Современные режиссёры не могут прочувствовать дух экранизируемого произведения, понять его, представить себе жителей Малой Руси, которые прибегают к помощи нечистой силы, чтобы воссоединиться с любимым человеком.
Современные актёры не способны воплотить героев повести Гоголя, сыграть славянских злобных духов, так, как это делал Георгий Милляр. Звёзды российского кино воспитывались на американских фильмах, у них другая ментальность. Актёры пытаются натянуть гоголевскую маску на своё идеальное личико. Созданный образ получается фальшивым и вызывает отторжение у зрителей.
Получается, что такой режиссёр, как Александр Роу, и такой актёр, как Георгий Милляр (ссылка на материал "Киноамнезии"), рождаются раз в 100 лет. Поэтому мы должны беречь мрачные сказки с их участием. Политика и непростые отношения между странами не должны стереть их из зрительской памяти.
Почему лучше?
На мой взгляд, «Майская ночь, или Утопленница» лучше современных хорроров по трем причинам.
Причина первая – сюжет. Для тех, кто никогда не читал повести Гоголя и не смотрел фильм А. Роу, напомню его. В центре этой мистической истории сын упрямого головы Левко. Парубок просит отца разрешить ему жениться на простой казачке Ганне. Однако голова непреклонен и отказывается благословлять этот брак.
Помощь приходит от нечистой силы. Утопленница обещает помочь Левко жениться на Ганне, но для этого он должен отыскать её злобную мачеху, которая по совместительству ведьма. Своими чарами она даже на том свете продолжает мучать девушку.
На мой взгляд, Роу удачно экранизировал эту мрачную историю. При просмотре фильма складывается ощущение, что ты находишься внутри ожившей повести. Ты, словно невидимый дух, наблюдаешь за происходящем в кадре. Иногда немного боишься, иногда улыбаешься, а иногда подпеваешь главным героям. Роу удалось создать эффект полного погружения, снять самобытную увлекательную историю
Игра актёров – это вторая причина, почему «Майская ночь, или Утопленница» образца 1952 года значительно лучше современных российских хорроров. В этой киноленте актёры проживают жизнь своих героев. Они не кривляются, не переигрывают. Да, у них манера говорения и пения советского кинематографа. Но от этого кинолента только выигрывает. Безусловно, такая подача материала может показать странной современному зрителю, воспитанному на американских фильмах. Но школоте много чего не понять. Возможно, когда ни подрастут, то изменят своё мнение об этом фильме, кто знает.
Мне бы хотелось сказать большое спасибо художникам, гримерам, операторам, композитору Римскому-Корсакову. Совместными усилиями мастера создали создали полноценную картинку, которую не только приятно рассматривать, но и слушать.
Атмосфера – это третья причина, по которой «Майская ночь, или Утопленница» оставляет современные хорроры далеко позади себя. Песни, пляски, народные гуляния, предания и слухи, верования, обряды и, конечно, приключения. Все это наполняет картину славянским духом. Он полностью захватывает разум зрителя, пробуждает в сознании нечто забытое и, казалось, утерянное. Речь идёт о связи поколений.
В итоге «Майская ночь, или Утопленница» - не просто советское фэнтези, не просто мистическая история, а киношедевр, который является культурным мостом между двумя народами. Надеюсь, его никому и никогда не удастся разрушить.
Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезии" , где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, культуры в целом и телевидения!
Для чтива:
Георгий Милляр: почему сыгранная этим актёром Баба-Яга самая каноничная?
Советский хоррор: наш ответ голливудскому «Хэллоуину»
Непризнанное искусство: почему обложки для видеокассет достойны собственной галереи
Неизвестный Щелкунчик: куда с экранов пропала сказка с Понаровской, Гердтом и Лиепой?
Почему Марфушка из «Морозко» стала протагонистом нашего времени