Найти тему
Fedorov Channel

СТОИТ ЛИ ОТКРЫВАТЬ СВОЙ ФУДТРАК В 2021 ГОДУ? ЧТО НУЖНО И С ЧЕМ СТОЛКНЕТЕСЬ?

Оглавление

Сейчас постараюсь объяснить почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом. Но если очень хочется, то можно попробовать. Давайте разбираться.

Маленькая предыстория... В далеком в 2014 году меня судьба свела с некоторыми людьми и мы решили открыть "Закусочную на Колесах". И вот об этом опыте я хочу Вам сейчас рассказать и можно ли заниматься этим бизнесом в современных реалиях.

Концепция на тот момент была простая, схема современных Cofix и Starbucks и подобных кафе. Мы купили максимальных размеров б/у Peugeot Boxer, с технической точки зрения он был идеален и ценник был 800.000 руб. И после этого шага начались поиски компании профессионалов, которые бы смогли качественно и без задержки сроков превратить его в закусочную на колесах. Превращение фургона в автономный фудтрак обошлось чуть больше 2.000.000 рублей. Мы могли автономно работать в течении 5 дней в чистом поле и легко работать от городской электросети.

Давайте разберемся, что нужно и с чем Вам придется столкнуться если вы решите заняться этим бизнесом.

Для того чтобы начать необходимо проработать следующие моменты:

  1. Концепция (Обязательно проработайте, какого типа будет ваш фудтрак, прицеп или фургон, проработайте дизайн).
  2. Документы (Перечень документов для открытия фудтрака, НТО - нестационарного торгового объекта, такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли - парки может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу, есть ряд ограничений, плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли).
  3. Кухня (Это очень важный момент, который завязан на концепции, на размерах фудтрака и регистрации. Нужно понимать, что в трейлере/фудтраке тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа. В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам и т.д.).
  4. Поставщики и оборудование (У фудтрака одно преимущество — визуальное, он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже. Нужно постелить пол, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть очень сложно. Если наливной пол делать, к примеру, он очень тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. И таких нюансов очень много. Очень важно подобрать контору. которая профессионально заниматься переоборудованием автобусов, еще раз подчеркну, их единицы. Если вы не собираетесь делать свою собственную фабрику-кухню, то нужно с большей ответственностью подойти к этому вопросу, если не будите уверены в поставщиках, то тогда и начинать не стоит).
  5. Расположение/карта перемещения (Заключите договора с несколькими точками. Составьте график, когда, где и в какие дни вы будите находится. Например в выходные дни вы стоите в парке, а в будние дни вы стоите возле платформ РЖД/вокзалов и т.д. Можете выезжать в МО, в крупные населенные пункты и вставать там возле платформ. Проработайте свой график и поймите в какой день где вы стоите, таким образом вы сможете максимально извлекать прибыль из своего предприятия).

Запомните, что сложность мобильной торговли в том, что в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса — сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты — фудтрак, то это очень сложно сделать.

Пример фудтрака
Пример фудтрака

Фудтраки не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у Вас в фудтраке человек работает, зарплату получает. Ты ему говоришь: ты пока дома посиди.

Поэтому это очень сложная работа, в ней есть пики торговли, а есть спад, и Ваша основная задача их как-то сглаживать.

Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. И такие моменты надо постоянно смотреть, что важнее — привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи.

Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, к Вам придут люди и поедят.

Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков.

Данная ниша позволяет запустить бизнес намного быстрее, но самое главное — дает право на ошибку. Если не получилось на одном месте — можно с легкостью сменить локацию, а еще полностью сменить концепцию и брендинг, и все это будет намного быстрее и безопаснее, нежели работа со стационарным рестораном, ведь владелец прогоревшего ресторана теряет все вложенные деньги.

Если смотреть с точки зрения закона, то сейчас отсутствует законодательная база, которая пока не позволяет ресторанам на колесах перемещаться по улицам.

Но Запуск фудтрака, несмотря на все ограничения, обходится дешевле, чем открытие собственного ресторана, так как расходы на аренду и ремонт ниже.

КАК ДОСТИЧЬ МАКСИМУМА?

Что нужно учесть, задумавшись об открытии бизнеса на колесах:

  1. Платить аренду все равно придется: по закону у бизнеса на колесах должен быть договор об аренде места для работы.
  2. Самый дешевый вариант бизнеса на колесах с точки зрения инвестиций — мобильная кофейня. Любая идея, связанная с готовкой еды, требует больше вложений.
  3. Кафе на колесах позволяет протестировать меню и может стать первым, менее рискованным шагом к открытию стационарного ресторана.

КАК ВЫБРАТЬ ФУДТРАК?

Тут можно пойти несколькими путями.

  1. Купить новый, готовый фудтрак от российского или зарубежного производителя (во втором случае к стоимости самой машины придется добавить затраты на транспортировку и растаможку).
  2. Приобрести подержанный фудтрак (предыдущие владельцы часто продают фудтраки в комплекте с оборудованием для готовки, это может быть выгодно).
  3. Купить фургон или прицеп и переоборудовать его под фудтрак самостоятельно или при помощи специальных бюро (создать фудтрак можно даже на базе легкового автомобиля, масштабы необходимых доработок зависят от целей бизнеса).
Фудтрак в формате фургона, пример.
Фудтрак в формате фургона, пример.

Давайте подведем ИТОГИ.

В 2021 году можно заняться этим бизнесом и по сути он у вас будет стоять в парке или другом подобном месте на стационарной основе. В условиях нынешних реалий покупать именно фургон и переоборудовать его, я не вижу смысла. Лучше купить хороший и большой прицеп/дом на колесах или что-то подобное и переоборудовать его. Что касаемо законодательства, я не думаю, что в ближайшее время что-то поменяется в лучшую сторону для фудтраков, останется на прежнем уровне. Вложения в такой бизнес минимальны 3-5.000.000 руб, все зависит от Ваших амбиций и желаний. Лучше всего делать полностью автономную будку, неизвестно куда может вас занести судьба, с лаконичным меню, с возможностью комбинировать блюда.

Ниша фудтраков очень актуальна для самозанятых. Если ты любишь путешествовать, вот пожалуйста тебе пример: возьми на вооружения формат Starbucks и ему подобных заведений, катайся по разным городам и торгуй. Поставщиков можешь найти в любом городе крупном городе, главное не забывай про качество или сделай полноценную кухню, небольшое меню и закупай только необходимое. Я знаю ребят, у которых есть кофетраки и которые путешествуют на них по России.

Еще один выгодный формат, в котором можно работать, — выездные кофе-брейки под заказ. Допустим, компания организует для сотрудников корпоратив на природе — вы можете приехать и обеспечить участников напитками, снеками или горячими блюдами, если у вас есть кухня.

В целом это интересная модель бизнеса, но она не так успешна в нашей стране сейчас, но это на мой взгляд.