Токсичный коллектив — это не только пресловутый "дружный женский". Хотя эта шутка не лишена практического смысла: если в учреждении трудятся лишь дамы, это напоминает готовый ко взрыву коктейль Молотова. Но даже если коллектив смешанный, это не означает, что все будет спокойно и гладко. Порой человек устраивается на работу и в первый же день понимает, что надо оттуда убегать. В противном случае придется потом лечиться у мозгоправа.
Какие же признаки нездоровой обстановки на работе?
1. Сплетни. Обсуждение рабочих моментов — это нормально и естественно. Но когда в разговоре переходят на личности, это сильно напоминает диалог подъездных бабушек, критикующих каждого прохожего. В таком обществе нет доверия, ибо сплетничают там, судя по всему, о каждом, а не только о начальнике и его заместителе. Через месяц работы можно узнать о себе много нового и, естественно, неправильного. Это участь всех, кто старается не запятнать собственное имя.
2. Ругань и нецензурная брань. Общение коллег должно быть сдержанным и вежливым. Если люди в буквальном смысле слова орут и обзываются, это больше похоже на базар, чем на офис. Можно ли работать в такой обстановке, когда сотрудника в любой момент могут обложить, как говорится, "по матушке"? Много ли он наработает? И станет ли уважать сослуживцев, которые фактически разговаривают матом, а не ругаются им?
3. Поощрение доносов. Понятно, что у истоков данной традиции стоит начальник, но если коллектив его слушается, значит грош ему цена. Получается, что в угоду боссу рядом сидящий может запросто пойти и написать докладную из-за двухминутного опоздания с обеда? И возникает вышеуказанный вопрос: как работать в таких условиях? А главное — зачем?
4. Непонятные и изменчивые требования. Есть такие предприятия, где сотрудники даже толком не знают собственных трудовых обязанностей. Они, возможно, и должностную инструкцию не читали. Это развязывает руки директору, который может помыкать ими, как рабами на плантации. Ежедневно он вводит какие-то новинки, к которым никто, естественно, не успевает привыкнуть. Это становится поводом для замечания или выговора. Да и просто поиздеваться тоже неплохо. Все это попахивает токсичностью, носителем которой является начальник-тиран.
Таким образом, если коллектив периодически лихорадит, то обстановка там явно нехорошая. Люди вроде бы здороваются, прощаются, обедают и чаевничают вместе, но единения не чувствуется. Наоборот, кажется, что показательная дружба некоторых работников — это слабое прикрытие. На самом деле они спокойно пойдут и сдадут любого. Или по приказу руководства создадут неугодному сотруднику невыносимую обстановку. Тот увольняется по собственному желанию, но в реальности это пожелание работодателя, который чужими руками провернул выгодное для себя дело. И если подчиненные сами не понимают своего марионеточного положения, то бессмысленно тут работать и что-то доказывать. Если не поняли раньше, то уже точно не поймут.