Найти тему

Нож или книга ? А что выберешь ты ? Размышления о к/ф «Платформа»

Добрый день, уважаемые подписчики и читатели моего канала!

Сегодня речь пойдет о фильме испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутии «Платформа». Премьера картины состоялась осенью 2019, после чего права на показ были приобретены Netflix.

Мне нравятся фильмы, которые застревают у тебя в голове на несколько дней после просмотра и вызывают желание пересмотреть их спустя некоторое время. Фильм «Платформа» оказался именно таким.

Фото www.ru.kinorium.com
Фото www.ru.kinorium.com

Создатели картины определили ее жанр, как научно-фантастический, что с одной стороны развязало им руки в плане накрутки сюжетных оборотов, и с другой - породило горячие споры среди дотошных зрителей, который стремятся во всем дойти до самой сути.

Действие фильма разворачивается в своеобразной многоэтажной тюрьме-башне, в которой заключенные находятся не только по принуждению, но и по собственной воле, как например один из главных героев – Горенг.
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com

В центре башни проходит шахта, по которой сверху вниз раз в сутки проезжает платформа с едой, количества которой в теории должно хватить, чтобы накормить всех.

Однако, на практике еда стремительно тает по мере снижения уровня, и большинству нижних этажей не достается ничего, даже объедков.

Михару (Александра Масангкай) Фото www.ru.kinorium.com
Михару (Александра Масангкай) Фото www.ru.kinorium.com
Никто из заключенных не знает, сколько в башне этажей и сколько еды ему достанется завтра. И это еще не самое страшное. Раз в месяц узников рандомно меняют этажами.
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com

Понятное дело, что все мысли заключенных заняты поиском еды, ибо настоящий физический голод – самый сильный спусковой крючок для запуска инстинкта выживания, который в свою очередь включает скрытые резервы подсознания, после чего человек начинает существовать на примитивнейшем базовом уровне, удовлетворяя лишь естественные потребности для поддержания своего физиологического состояния.

Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com

Конечно, это фильм не о голоде, как таковом. Это всего лишь аллегория. Тюрьма и все, что в ней происходит – есть абсолютная реконструкция модели современного общества. Хотя в общем-то в человеческом социуме деление на классы - «этажи» было всегда. И всегда люди искали пути решения проблемы социального неравенства, но до сих пор, увы, тщетно.

Например, в XX веке человечество переболело коммунизмом, утопиями и антиутопиями. Но сегодня эти способы причинить добро миру устарели, призывы к пролетариям всех стран объединится больше неэффективны, идеи «Эквилибриума» не впечатляют.

Горенг (Иван Массаге) и Тримагаси (Сорион Эгилеор) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) и Тримагаси (Сорион Эгилеор) Фото www.ru.kinorium.com
Авторы «Платформы» подают зрителю старое известное блюдо под названием «Взять все и поделить» с новым соусом. Отныне бороться с системой предлагается не сообща, не толпой под руководством единого лидера. Теперь каждый индивидуально работает над собой, повышая градус своей социальной ответственности и классовой сознательности.

И только после этого, слившись в едином порыве «спонтанной солидарности», низы будут готовы отправить верхам «послание». Они его обязательно примут, проникнутся идеей фикс и человечество достигнет просветления.

Имогири (Антония Сан Хуан) Фото www.ru.kinorium.com
Имогири (Антония Сан Хуан) Фото www.ru.kinorium.com
Мне показалось забавным и символичным то, что эту новую идею подает Имогири - бывшая сотрудница администрации башни, а ныне смертельно больная добровольная заключенная. Что это : переключение внимания или глас совести ?

Как по мне, эта концепция выглядит очень и очень сомнительно. Собственно, что мы и будем наблюдать по ходу развития сюжета. Очередная ненасильственная попытка внедрить в общество «равенство и братство» опять будет обречена на провал.

Бахарат (Эмилио Буале Кока) и Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Бахарат (Эмилио Буале Кока) и Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com

А пока Горенг с напарником по имени Бахарат добровольно отправляются на дно башни с целью донести туда новые идеи. Однако, для достижения цели они вынуждены использовать старые, как мир, методы: устрашение, насилие, голод, физическое устранение несогласных. Все возвращается на круги своя.

Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Люди упорно не хотят самосовершенствоваться по собственной инициативе без давления «сверху», в очередной раз доказывая, что без полноценного удовлетворения насущных потребностей нет саморазвития. Возвращаемся к отработанной схеме: «низы не могут, а верхи не хотят». Ч.т.д.
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com
Горенг (Иван Массаге) Фото www.ru.kinorium.com

Финал фильма для меня как будто повис в воздухе. Надежды, которые ты, как зритель, питаешь вместе с главными героями на результативный исход, не то, чтобы растаяли как дым, но и не стали явно очевидными.

Истинное «послание» найдено, отправлено. Дойдет ли оно до адресата? Большой вопрос.

Сознательно не стала упоминать о Тримагаси, на мой взгляд ключевом герое в фильме. Сохраню интригу. Просто настоятельно рекомендую при просмотре внимательно слушать все его монологи, именно в них кроется вся квинтэссенция фильма.

А после не забудьте сами для себя ответить на вопросы :

  • Нож или книга?
  • Что выбираю я?
Тримагаси (Сорион Эгилеор) Фото www.ru.kinorium.com
Тримагаси (Сорион Эгилеор) Фото www.ru.kinorium.com
  • Желаю приятного просмотра!
  • Отзывы о фильмах читаем здесь 👉#звкино
  • Ставьте 👍 , чтобы мечты все сбылись 💫 !!!
  • Не забудьте подписаться ✍ ️ на канал 👉 ЗДЕСЬ , загадайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !
  • Всем добра, любите друг друга !
  • Пока-пока... и до скорой встречи !