Добрый день, уважаемые подписчики и читатели моего канала!
Сегодня речь пойдет о фильме испанского режиссера Гальдера Гастелу-Уррутии «Платформа». Премьера картины состоялась осенью 2019, после чего права на показ были приобретены Netflix.
Мне нравятся фильмы, которые застревают у тебя в голове на несколько дней после просмотра и вызывают желание пересмотреть их спустя некоторое время. Фильм «Платформа» оказался именно таким.
Создатели картины определили ее жанр, как научно-фантастический, что с одной стороны развязало им руки в плане накрутки сюжетных оборотов, и с другой - породило горячие споры среди дотошных зрителей, который стремятся во всем дойти до самой сути.
Действие фильма разворачивается в своеобразной многоэтажной тюрьме-башне, в которой заключенные находятся не только по принуждению, но и по собственной воле, как например один из главных героев – Горенг.
В центре башни проходит шахта, по которой сверху вниз раз в сутки проезжает платформа с едой, количества которой в теории должно хватить, чтобы накормить всех.
Однако, на практике еда стремительно тает по мере снижения уровня, и большинству нижних этажей не достается ничего, даже объедков.
Никто из заключенных не знает, сколько в башне этажей и сколько еды ему достанется завтра. И это еще не самое страшное. Раз в месяц узников рандомно меняют этажами.
Понятное дело, что все мысли заключенных заняты поиском еды, ибо настоящий физический голод – самый сильный спусковой крючок для запуска инстинкта выживания, который в свою очередь включает скрытые резервы подсознания, после чего человек начинает существовать на примитивнейшем базовом уровне, удовлетворяя лишь естественные потребности для поддержания своего физиологического состояния.
Конечно, это фильм не о голоде, как таковом. Это всего лишь аллегория. Тюрьма и все, что в ней происходит – есть абсолютная реконструкция модели современного общества. Хотя в общем-то в человеческом социуме деление на классы - «этажи» было всегда. И всегда люди искали пути решения проблемы социального неравенства, но до сих пор, увы, тщетно.
Например, в XX веке человечество переболело коммунизмом, утопиями и антиутопиями. Но сегодня эти способы причинить добро миру устарели, призывы к пролетариям всех стран объединится больше неэффективны, идеи «Эквилибриума» не впечатляют.
Авторы «Платформы» подают зрителю старое известное блюдо под названием «Взять все и поделить» с новым соусом. Отныне бороться с системой предлагается не сообща, не толпой под руководством единого лидера. Теперь каждый индивидуально работает над собой, повышая градус своей социальной ответственности и классовой сознательности.
И только после этого, слившись в едином порыве «спонтанной солидарности», низы будут готовы отправить верхам «послание». Они его обязательно примут, проникнутся идеей фикс и человечество достигнет просветления.
Мне показалось забавным и символичным то, что эту новую идею подает Имогири - бывшая сотрудница администрации башни, а ныне смертельно больная добровольная заключенная. Что это : переключение внимания или глас совести ?
Как по мне, эта концепция выглядит очень и очень сомнительно. Собственно, что мы и будем наблюдать по ходу развития сюжета. Очередная ненасильственная попытка внедрить в общество «равенство и братство» опять будет обречена на провал.
А пока Горенг с напарником по имени Бахарат добровольно отправляются на дно башни с целью донести туда новые идеи. Однако, для достижения цели они вынуждены использовать старые, как мир, методы: устрашение, насилие, голод, физическое устранение несогласных. Все возвращается на круги своя.
Люди упорно не хотят самосовершенствоваться по собственной инициативе без давления «сверху», в очередной раз доказывая, что без полноценного удовлетворения насущных потребностей нет саморазвития. Возвращаемся к отработанной схеме: «низы не могут, а верхи не хотят». Ч.т.д.
Финал фильма для меня как будто повис в воздухе. Надежды, которые ты, как зритель, питаешь вместе с главными героями на результативный исход, не то, чтобы растаяли как дым, но и не стали явно очевидными.
Истинное «послание» найдено, отправлено. Дойдет ли оно до адресата? Большой вопрос.
Сознательно не стала упоминать о Тримагаси, на мой взгляд ключевом герое в фильме. Сохраню интригу. Просто настоятельно рекомендую при просмотре внимательно слушать все его монологи, именно в них кроется вся квинтэссенция фильма.
А после не забудьте сами для себя ответить на вопросы :
- Нож или книга?
- Что выбираю я?
- Желаю приятного просмотра!
- Отзывы о фильмах читаем здесь 👉#звкино
- Ставьте 👍 , чтобы мечты все сбылись 💫 !!!
- Всем добра, любите друг друга !
- Пока-пока... и до скорой встречи !