Первый взгляд на этот стул показал нам, что он сочетает в себе черты нескольких классических моделей. Прежде всего это стул №145 Якоба и Йозефа Конов. Но отсутствие в спинке одной детали роднило этот стул с совсем другим стулом предприятия "Jacob&Josef Kohn", а именно со стулом, который был изготовлен по проекту венского архитектора А.Лооса и который позже также вошел в основные каталоги. О стуле А.Лооса мы писали здесь. Силуэт ножек также говорил о родстве со стульями Конов. Но все-таки нехарактерная конструкция позволяла предположить, что стул изготовлен на какой-то другой фабрике.
Все разрешилось при осмотре внутренней стороны. Ярлык на польском языке и штамп не оставляли сомнений - перед нами стул, изготовленный на фабрике "Войцеховъ". Идентификация прибывшего к нам стула потребовала написать еще об одной фабрике гнутой мебели, возникшей после того, как в 1869 г. семья Тонет утратила исключительное право на ее производство. Это предприятие была основано в 1872 году графом Войцехом Полилло на части его земли в Войцехове. Отсюда и название –«Войцеховъ». Заметим, что это было самостоятельное предприятие, а не филиал Тонет, как фабрика в соседнем Радомско.
Стулья делались как по существующим моделям, так и с собственными вариациями. В каталоге был даже стул кьявари Наполеон, который не связан со стилем гнутой мебели. (Мы писали о стульях кьявари здесь ).
После пожара 1900 года, который поглотил почти все имущество, граф перенес завод в Гомунице в повет Петрковски, где был лучший доступ к древесине и более удобное транспортное сообщение (железнодорожная линия Варшава-Вена). Заводской поселок также назывался Войцехов. Эта часть территории современной Польши в то время входила в состав Российской империи. Стулья продавались по всей России и фабрика также некоторое время имела звание поставщика Императорского двора.
На судьбу фабрики оказали влияние политические события. Сначала Первая мировая война, а затем обретение Польшей независимости в 1918 г. Изначально, все клейма и ярлыки на стульях были на русском языке.
Вероятно, после 1918 г. для них начинает использоваться польский язык.
Ставился еще вот такой штамп, но в отличии от Thonet, не использовалось его выжигание. Отсюда плохая сохранность.
К сожалению, в 1925 году фабрика разорилась и отошла польскому Народнохозяйственному банку. В 1927 году она был продан новому частному инвестору, который обанкротился через пять лет. В 1929 г. мебель от фабрики гнутой мебели «Войцехов» показывалась на знаменитой Общенациональной выставке в Познани, где были представлены достижения возрожденного Польского государства. Официально предполагается, что фабрика прекратила свою деятельность в 1933 году.
История этой фабрики, как и ее основателя, еще ждет своего краеведа. Основная ее часть еще лежит неизученная где-то в польских архивах.
Фото из архива автора и из открытых источников.