Современную литературу принято считать сплошным постмодерном, что в корне не верно. На самом деле и реализм, и неоромантизм, и модерн не сдают своих позиций, хотя и усложняются год от года. Особое место в этом ряду занимает магический реализм. Термин никого уже не шокирует. Пользуемся почти с 50-х годов прошлого века, так что привыкли. И всё же привычка не значит понимание. Иной раз трудно определить, что же такого магического в этом реализме и чем он отличается от научной фантастики или фэнтези. Попробуем разобраться.
1. Магия обыденности
Никаких магических пассов, сложных практик, таинственных ритуалов. Магия является частью самой жизни, а потому самые диковинные и ужасающие вещи не вызывают у героев никакой реакции. Персонажи могут разговаривать с призраками, улетать в небо, питаться совершенно невообразимыми и точно несъедобными вещами, но в остальном вести нормальную жизнь. Все чудеса в магическом реализме служат главной цели: показать насколько удивительной может быть реальность, путем её предельного искажения. В романе Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" Ремедиос Прекрасная считалась самой разумной в семье, поскольку ничего не принимала близко к сердцу. Девушку унесло ветром во время снятия простыней в саду. И описано это таким обыденным слогом, а персонажи воспринимают исчезновение девушки настолько спокойно, что не возникает и тени сомнения - так бывает и ничего чудесного в этом нет.
2. Вольное обращение с хронотопом
Магический реализм характеризуется не линейным повествованием, а тематическим. Для авторов важна некая идея, которую они будут рассматривать под разными углами. И для этого можно нарушить не только хронологию, но и с пространством поиграть. Таким образом автор хочет сосредоточить читателя не на событийном ряде, а на собственном потоке сознания, размышлениях, благодаря которым были сделаны выводы. Теперь важен не герой, а ситуация. Так, например, роман Милорада Павича "Хазарский словарь" построен по принципу энциклопедического словаря с гиперссылками в каждой статье. Увидев условное обозначение, можно перейти к началу другой словарной статьи, не дочитывая текущую. Если не все время следовать этому принципу, можно случайно вернуться к исходной статье и начать всё заново. Такой подход значительно усложняет восприятие текста, особенно любителям традиционной линейной прозы. И всё же чтение подобных текстов - интересный опыт.
3. Историческая основа
Как бы ни диковинно выглядели художественные произведения, в основе их всегда лежат исторические события. Это может быть война с захватчиками, государственный переворот, образование суверенного государства или политический протест. В любом случае магический реализм будет говорить о событиях уже свершившихся, которые надлежит осмыслить. Во многом именно поэтому на авансцену вышли страны Восточной Европы, Латинской Америки и Востока. Исторический процесс середины XX века задает вектор на отделение национальных государств, что и находит отражение литературе. Историчность влечет за собой и особое настроение предопределённости, которой пронизаны тексты. В романе Исабель Альенде "Дом духов" описаны события, предшествующие военному перевороту в Чили. В результате к власти придёт военная хунта во главе с Аугусто Пиночетом. Автор описывает события во всех ужасающих подробностях, но ни на секунду не теряет хладнокровного нарратива.
Вне всякого сомнения, магический реализм способен захватывать разум читателя и не отпускать до последней строчки. Надуюсь, и Вы найдете произведение себе по душе.
Спасибо, что были с нами!
Сборник "Истории, рассказанные вполголоса"
Сборник "[НЕ]нормальные"
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.