Возможно, вы слышали о скандале вокруг знаменитого американского кино- и театрального продюсера Скотта Рудина, в адрес которого прозвучали обвинения в абьюзе, расизме и сексизме. В основном, конечно, продюсер тиранил и унижал сотрудников, мог в ярости швырнуть чем-нибудь, и хорошо, если это был степлер (а не мобильный телефон, ваза или монитор).
Тему стали широко обсуждать после выхода 7 апреля статьи в Hollywood Reporter, но для индустрии развлечений в приведенных фактах не было ничего нового. Еще в 2005 году о Рудине писал Wall Street Journal, в частности, упоминались 119 личных помощников, которых продюсер уволил за пять лет (это не считая тех, кто не дожил до конца испытательного срока). Перепады настроения приводили к тому, что однажды Рудин распрощался со слабовидящим сотрудником (но не потому, что тот был почти слеп, а потому, что плохо работал) и нанял снова, когда увидел из окна офиса его фигуру на остановке и испытал чувство вины.
И вот о Рудине опять заговорили. Ну как заговорили. Бродвейский менеджмент и творческая элита до последнего времени отмалчивались. Громче всех высказалась лауреатка «Тони» и активистка Карен Оливо, которая решила не возвращаться в мюзикл «Мулен Руж!», пока положение дел в индустрии не станет отвечать ее представлениям о справедливости. Впрочем, она уходит с Бродвея не в первый раз, и еще деталь — Рудин не имеет к «Мулен Руж!» никакого отношения. Наконец, голос подала бродвейская звезда Саттон Фостер. Вместе с Хью Джекманом она должна играть в предстоящем возобновлении мюзикла The Music Man, над которым работал Рудин. Ее реакция была примерно такая: «главное, что об этом заговорили».
Немного цифр, чтобы вы осознали место Скотта Рудина в бродвейской экосистеме (кино и телек оставим за скобками). Продюсер, которому сейчас 62 года, плотно занялся театром в 1993 году. К настоящему времени он выпустил 77 мюзиклов и пьес (учитывая спектакли, которые отложились из-за пандемии, то 79), у него 17 персональных «Тони» и вообще он EGOT — обладатель «Эмми», «Грэмми». «Оскара» и «Тони».
Вот еще интересное. 20 августа прошлого года в «Форбс» появилась заметка о том, что известное бродвейское маркетинговое агентство SpotCo (они, к примеру, разработали айдентику мюзиклов «Чумовые боты» и «Гамильтон») судится с Рудиным из-за неоплаченных счетов — всего на 6.3 миллиона долларов за рекламное обслуживание 8 постановок, вышедших на Бродвее еще до пандемии. Среди них была «Вестсайдская история», за которую Рудин задолжал 2.8 млн. Самый удивительный момент — вы не поверите — с 2014 года у SpotCo и Рудина не было контракта, и вся работа шла на основе устных договоренностей.
Рудин гасил старые долги и делал новые, но к осени 2019 года эта ситуация стала SpotCo напрягать. Когда же Бродвей закрылся из-за пандемии, в SpotCo решили, что хорошо бы с Рудина денежки взыскать. Разрулил ли продюсер эту ситуацию, мы не знаем. Но, судя по всему, вел себя буйно во время переговоров с агентством, и Hollywood Reporter припомнил ему несдержанность вместе с долгами.
Рудина уже давно называют Дэвидом Мерриком наших дней. Меррик — легендарный продюсер, который работал на Бродвее с 1942 по 1996 год (в 1960-м там одновременно шло 11 его постановок) и славился противным характером и нестандартным подходом к рекламе. Однажды Меррик сказал кому-то из своих сотрудников: «Я рано понял, что во мне нет доброжелательности и тепла. И раз я ничего не мог добиться с помощью обаяния, то решил сделать так, чтобы меня все ненавидели, и посмотреть, сработает ли это. Сработало».
Похоже, что формула кнута (и пряника, потому что Рудин выплачивал своим сотрудникам компенсации и делал подарки) больше не может считаться приемлемой. Продюсер уже принес извинения и заявил, что отходит от дел, оставляя свои проекты на менеджмент, который их ведет. Хотя против Рудина продолжают появляться новые свидетельства, он, скорее всего, отсидится в тени и отделается легким испугом. А может и нет. Время покажет.