Бронемашины с повышенной защищённостью от подрывов на противотранспортных минах впервые появились в конце 1970-х годов. Первой такой моделью стал БТР «Casper», предназначенный для ведения противопартизанских действий в Намибии. У нас о подобных машинах задумались в ходе второй чеченской кампании, когда стало очевидным, что в условиях вялотекущего вооружённого конфликта основные потери личного состава происходят в результате нападений бандформирований на автомобильные колонны, а использование БТРов, БМП и танков для их сопровождения – дело весьма затратное, поскольку ресурс штатной бронетехники ограничен и несопоставим с ресурсом автомобилей.
В качестве основного оружия, в зависимости от решаемых задач, на установке вместо пулемёта можно использовать либо 30-мм автоматический гранатомёт, либо 7,62-мм пулемёт ПКТМ.
Попытка создания бронетранспортёра сопровождения (БПМ-97, он же КамАЗ-43269 «Выстрел») не привела к успеху: его противоминная стойкость позволяла выдержать подрыв под машиной лишь ручной гранаты Ф-1 с мощностью заряда в 60 грамм в тротиловом эквиваленте. Были проблемы с размещением экипажа и десанта, с обслуживанием и надёжностью узлов ходовой части и трансмиссии.
И тогда на свет появился принципиально новый броневик – специальная полицейская машина «Медведь». Она предназначена для использования в качестве транспортного и оперативно-служебного средства военнослужащих и сотрудников войск Росгвардии при проведении контртеррористических операций, выполнения ими задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, а также для перевозки личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.
Является полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения ГИБДД.
Корпус и бронестёкла «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули, выпущенной с расстояния 100 м из СВД, а также подрыв под колесом или днищем взрывного устройства, эквивалентного 6 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьёзных травм или ранений.
РАЗРАБОТЧИК:
ООО «Военно-инженерный центр» («ВИЦ»)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ:
Арзамасский машиностроительный завод