Выраженная и устойчивая неприязнь к собственному телу называется дисморфофобия.
Быть может, не ко всему телу целиком.
"Спина и руки нормальные, а вот бёдра...", — убивается женщина. "У меня чудовищный нос, он испортит мне всю жизнь", — страдает молодой парень. Не тот живот, неидеальные голени, форма подбородка — объектом ненависти может стать всё, что угодно вне зависимости от того, есть там реальные дефекты или нет.
Дисморфофобия — состояние опасное. Оно ведёт в депрессию и провоцирует расстройства пищевого поведения, являясь, по сути, их несущей конструкцией. Оно удерживает в бесконечном переживании тревоги и стыда, превращаясь в преграду, отделяющую нас от других людей. Вдруг заметят, посмеются, отвергнут?
Дисморфофобии объективные факты не интересны. Изъян внешности может существовать только в воображении самого человека. Или он может быть настолько незначительным, что никто его не видит в упор.
Но сколько бы мы ни уверяли заболевшего, что с ним всё в порядке, он не поверит. Скорее всего, он подумает, что его успокаивают из жалости и останется при своём, уверенный в чудовищном уродстве.
Дисморфофобия дарит пластическим хирургам постоянных клиентов. Ведь, если "ужасный" нос удалось исправить, негодной сразу же объявляется другая часть тела. Это не хирургическая, а психологическая (а иногда и психиатрическая) проблема, и лечить её нужно у соответствующих специалистов.
Единственный период жизни, когда неяркая дисморфофобия укладывается в норму — это подростничество. Пожалуй, не существует ни одного тинейджера, довольного своей внешностью. И, наверное, нет ни одного старого человека, который бы страдал от «не той» внешности.
С годами дисморфофобия проходит сама, но, к сожалению, урон, нанесённый ею, никто не компенсирует.
Три вопроса, которые помогут вам определить, насколько вы подвержены дисморфофобии:
- есть ли у вас нюансы внешности, которые следует прятать в обязательном порядке?
- отказываетесь ли вы от общения с людьми по причине стыда за то, как выглядите?
- довольны ли вы своим телом?
Ответы"да-да-нет" говорят о зоне риска.