Десять дней ритрита проходят и медленно, и быстро. Медленно, когда сталкиваешься со скукой и однообразием, когда хочется чем-то заполнить время – почитать, послушать музыку, поговорить. Был момент, когда мое напряжение настолько усилилось, что я сбежала с медитации с намерением лечь и как следует отоспаться. Легла – нет, не спится. Читать нечего, кроме своего дневника. Почитала. Не то. Ага, надо прибраться в комнате! Взяла щетку – опять не то. Потому что все эти действия – уход от себя, своего напряжения и своих чувств. Пришлось вернуться обратно на медитацию.
И через несколько минут то, что я скрывала даже от себя, наконец-то смогло прорваться наружу. Новый пласт чувств, эмоций, внутренней боли.
Вот когда время начинает ускорять свой ход -- открытия следуют одно за другим, только успевай осознавать, что происходит. Думаю, в тот раз я за несколько дней проделала внутреннюю работу, которая заняла бы по меньшей мере год. Так что никакая это не трата времени, а, наоборот, прекрасное вложение в свое будущее.
За пару дней до закрытия ритрита нам «разрешили» пообщаться друг с другом. Мы гуляли по берегу моря, задавая бесконечные вопросы монахам, сидели у костра, отгоняя комаров. Кстати, выполнение правила «не убий» явилось довольно серьезным испытанием для многих из нас. Комаров было много, а нас – мало. Во время медитации сдуешь одного со своего плеча – а он к соседу. Тот так же милосердно отмахнется от надоеды, и старый гость возвращается обратно. Что ж, есть повод изучить свое раздражение и недовольство.
Монахи говорят, что основной конфликт человека возникает потому, что «есть что-то, чего мы не хотим», и «нет чего-то, что мы хотим». Мне нравится их подход – когда раздражает что-то, не торопись погружаться в эту пучину, остановись и прислушайся к себе. Это срабатывает по отношению ко всему. Каждый раз, когда происходит что-то непонятное и неприятное, так просто остановиться и задать себе вопрос: «Что сейчас с моим дыханием?» И сразу возвращаещься к себе и можешь принять верное дальнейшее решение.
В заключение мы все получили «благословение Будды» и каждому из нас на руку была повязана белая шерстяная ниточка. Ее можно носить, пока она не порвется сама. Честное слово, это одна из самых дорогих мне драгоценностей – такой буддистский браслет. Каждый раз, когда я смотрела на ниточку, я вспоминала, зачем я живу и как я живу и мне хотелось стать лучше. Я привезла буддистский «браслетик» мужу, и было такое чувство, что эти ниточки связывают нас прочнее, чем обручальные кольца.
В городе после ритрита чувствуешь себя довольно странно.
Все кажется непривычным, необычным и даже неправильным. Кругом слишком суетно и шумно. Много пустых разговоров и бестолковых действий. Трудно понять, зачем, например, смотреть этот ничего не значащий фильм или проводить весь день со включенным радио.
Есть и свои плюсы возвращения в «нормальную» жизнь. Все цвета стали ярче и насыщеннее, иногда чувствую себя ребенком, заново познающим мир. Внимательнее отношусь к людям, добрее, что ли. Принимаю их такими, какие они есть. И часто понимаю с полуслова.
Иногда я встаю рано-рано и сажусь медитировать. Одной намного труднее, чем с людьми, которые занимаются тем же самым. Наблюдаю за обилием мыслей, планов, тревог, беспокойства. А потом наступает момент внутренней тишины и меня переполняет спокойствие, мудрость и благодарность к себе и миру. В том числе за то, что я совершила это необычное путешествие в себя и теперь всегда знаю дорогу. Спасибо всем, кто показал мне этот путь, кто был со мной рядом и поддержал меня.
(Начало рассказа было ЗДЕСЬ и ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ)
Подпишись на наш канал и читай:
- "Как я съездила на христианский ритрит" ЗДЕСЬ
- "Мантра против зуда", или Как меня учили медитировать и что из этого вышло
- "Гомеопатией и рейки я спасла своего младшего сына". Врач Лена Оборина рассказывает ЗДЕСЬ
- "Как Свами явил чудо лично для меня". Командировка в Царство любви
- "В кресле у батареи тепло, но чакры беспокоят". Я училась медитировать и вела дневник
Ирина Тимченко (с) "Лилит" \ Photo by Jon Tyson on Unsplash