Ловкость – это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, в особенности, если они возникли неожиданно. Ловкость в движениях органически связана с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью. Под ловкостью подразумевается совокупность координационных способностей, в которые входят быстрота овладения новыми движениями и быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с внезапно изменившейся ситуацией.
Психофизиологические механизмы ловкости различны. Так, быстрота формирования навыка может зависеть от двигательной памяти, которая, в свою очередь, зависит от подвижности и инертности нервных процессов. По этой причине пути развития различных видов ловкости бывают отличными друг от друга. Мерилами ловкости считаются координационная сложность двигательных действий и точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам.
У дошкольников ловкость обусловлена двигательным опытом ребенка, уровнем сформированности двигательных навыков. Более ловким будет считаться ребенок, легче и быстрее усваивающий новые движения, быстрее преобразующий движения в соответствии с условиями деятельности.
Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека двигательным действиям. При этом нужно постоянно овладевать новыми упражнениями или использовать в знакомых упражнениях новые элементы.
Развитие ловкости происходит и при выполнении упражнений с повышенной координационной сложностью, определяемой высокими требованиями к точности движений и их согласованности.
На основании изложенных выше результатов исследований возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что не вызывает сомнения актуальность данного исследования в поиске новых и расширении существующих средств, в физическом воспитании детей рассматриваемого возраста и влияния на их двигательную подготовленность средствами спортивной игры в гандбол.