22 ИЮЛЯ. Я оказался прав. Ветер изменил направление, утром он дул с океана. Низкая туманная облачность беспрерывно выплывала из-за юго-восточного хребта, что преграждает поперек распадка Незаметный. Мелкий, но плотный дождь. Это уже явно муссон...
С утра мы сидели под небольшим навесом устроинным над столиком. Дымок от дымокура, который постарался наладить Жора, пощипывал глаза. Но мы терпели, так как он отгонял мошкару. Настроение у обоих прескверное. Разговор не клеился, нахохлившись как две мокрые птицы, мы курили и молчали. Всякое движение казалось бессмысленным. Нам не хотелось даже сварить суп на завтрак, хотя голод давал о себе знать. И как тут не быть в таком паршивейшем настроении, если отличный медосбор срывается? Дождь неизвестно когда прекратится, а липа не ждет: мелколистка уже отцветает, а цветение амурской зашло на середину. Еще неделя и медосбор закончится. Оба мы понимали это, и нас угнетало уныние.
Первым встрепенулся Жора. Он вроде бы вспомнил что-то. Он проверил бидоны с медом-не украл ли кто их ночью или не вытек ли мед из какого-либо из них. Но оказалось все впорядке. Он подобрал цидилку, ведерко, в которое сцеживают мед и сложил в медогонку, прикрыв её клеенкой. Потом подошел к старому закопченому ведерку, в котором кипятил воду, и промывал ситечко,освобождая от личинок и разных восковых крошек. И тут-то произошло нечто такое, что взбудоражило Жору. В ведре он увидел множиство раскисших в воде мышей. "Как они могли попасть сюда?" Вопрос возник в его голове. Ведро стояло на чистом месте, а мыши забрались в него. Абсолютно не почему заползать мышам,чтобы попасть в ведерко. "Может запрыгнули?" Ведь цеплятся за металлические края ведерка мыши не могут. Этот вариант сразу же отпал. "Тогда каким же образом налезли мыши?"- недоумевал Жора. Но если они самостоятельно не могли попасть в ведро, то тут уж явно поработала рука человека. Таким человеком оказался я. Больше грешить не на кого. И в сознании Жоры зародилось подозрение против меня.
-Это ты накидал дохлых мышей в мое ведро?!- яросно набросился он на меня.-Сами они не могли сюда залесть. Хорошую же шутку ты придумал!
Попервости я не мог понять, в чем дело. Поэтому и помалкивал, ничего не говорил в свое оправдание. Мое молчание он воспринял как неопровержимую улику.
-Что там у тебя случилось?- спросил я спокойно.
-Как что?! Ты не знаешь о чем я говорю?
-Абсолютно не знаю...
-Не знаешь? Так подойди и увидишь...
Я взглянул в его ведерко и все понял. Неудержимый смех одолел меня.
-Что ты зубы скалишь! Иди вытряхивай!
-Нет уж, этот номер не пройдет: мыши в твоем ведре, ты и вытряхивай. Напрасно подозречаешь меня. Когда бы я смог это сделать?
-Когда я спал, ты проделал эту гадкую шутку...
-Утром ты встал раньше меня, а вечером вместе разошлись по палаткам. Неужели ты дкмаешь, что я встовал ночью подбирал трофеи Блека и складывал их в твое ведро? А? Ты же знаешь, я днем-то не могу равнодушно смотреть на эту падаль, потому что меня тошнит от одного их вида, и я на целые сутки теряю аппетит, а уж ночью- то собирать их-тем более. Клянусь тебе, у меня даже и в голове- то не появилось такой мысли, чтобы напакостить тебе...
Мало- по малу Жора успокоился. Мои доводы, повидимому, повлияли на него. Тон его разговора понизился почти до нормального.
-Если не ты, то как они сюда попали?
-А вот этот вопрос и меня заинтересовал. Как они могли сюда попасть. Давай спокойно разберемся с этим.
И мы приступили к расследованию.
-Где ведро стояло ночью?- спросил я.
-Тут оно и стояло. Я не трогал его.
После внимательного осмотра местности мы обратили внимание на то, что ведро стояло в неглубокой ямке. Это уменьшало его высоту. Стоило мышке встать на задние лапки передними дотягивалась до верхнего края ведра. При некотором усилии она подтягивалась и срывалась в ведро в котором чуть ли не до половины воды. Мокрые мышки не могли уж выкарапкатся обратно. Они погибали. Раскисших в воде трупиков мы насчитали 14 штук.
Зачем мыши лезли в ведро?- вот вопрос, который стал перед нами.
-Может они учуяли в ведре воду и им захотелось напится?- поставил вопрос Жора. Я возразил:
-Что они, коровы, которым три-четыре ведра воды нужно, чтобы утолить жажду! Идет дождь и кругом сырость. Наверное им и дождевой воды хватало? Наверное они лезли сюда не утолять жажду, а за чем-то другим, но зачем?
И мы долго искали ответ на этот вопрос. После некоторых размышлений, наконец, выяснили: мыши хотели полакомится пчелиными и трутневыми личинками, которых в ведре оказалось в большом количестве после промывания цедилки.
Ведро с утопшими мышами крепко засело в моей голове. "Если мыши лезут в ведро, находившееся на поверхности, то еще больше их налезет, когда края его окажутся на уровне грунта". Эта идея не давала мне покоя. И как только Жора уехал домой за продуктами, я приступил к практическому осуществлению этой идеи. Место я облюбовал возле палатки, в притирку к ее краю. Тут я вырыл ямку, промучившись над ней не менее двух часов,( так как пришлось выдалбливать камни) и установил в ней свое десятилитровое помойное ведерко. На дно его плеснул литра три-четыре водички. Верхние края его подгоняю строго по уровню поверхности грунта. "Теперь любая мышка которая побежит в этом направлении, обязательно плюхнется в ведерко",- думаю я. А чтобы мышей нападало как можно больше, настраиваю приманку. Для этого срезал ореховую палочку и привязывая на ее конец ниточку, а на конце ниточки-корочку хлеба. Приспосабливаю палочку так, чтобы корка хлеба висела над серединой ведерка сантиметров на 15 выше краев. Ловушка получилась на славу. "Мышке теперь не сдобровать. Любая из них, которая потянется за приманкой, сорвется в воду. А сколько их будет таких? Наверно много. Одни из них будут срываться с разбегу, неподозревая западни, другие-полезут за приманкой, до которой не так уж просто дотянутся. А дотянутся-обязательно сорвутся." Но моим грезам не суждено осуществится. Мыши повели себя совершенно иначе, чем я предполагал.
Когда начало темнеть мыши засновали по точку и по утоптанной площадке нашего табора. Блек то и дело делал прыжки, стараясь накрыть передними лапками налетевшую на него глупую мышку. Поймав он тут же аппетитно пожирал, не оставляя ни ножек, ни рожек. "Началось,"- думаю я и поудобнее устраиваюсь под рубиройдным навесом на скамеечке возле стола. Отсюда я отлично вижу мышеловку, а следовательно увижу и любую мышку, которая появится возле замаскированного ведерка. Сердце учащенно колотится, словно на настоящей охоте на крупного зверя. "Вот сейчас-сейчас начнется".
Вскоре возле ведерка появилась довольно крупная мышка. Повидимому это старая и опытная. Увидев корочку хлеба, болтающуюся на ниточке, она засновала вокруг ведерка, отыскиаая удобное местечко, откуда могла дотянутся до хлеба. Но так как приманка висела над серединой ведра, то для мышки с любого края она казалось недосегаемой. Но запах вкусного хлеба сильно разжигал аппетит ее. Так что она, наконец, решилась достать его с любого места, рискуя собственной жизнью. Задними лапками она вцепилась в край ведра, а передними-тянулась к приманке, стараясь приблизить. Я любовался её удивительными акробатическим трюком. Тело ее опустилось над поверхностью ведра не менее, чем на 45°. И как бы она не цеплялась передними лапами за корочку подтянуть ее к себе не могла, так как быстро теряла равновесие и, чтобы не сорваться в воду, отступала принимая исходное положение. Неудавшаяся попытка несмущала мышку. Покрутившись вокруг ведра, она начинала все сначала. Но и на этот раз полакомится хлебом ей не удается.
Так продолжалось с полчаса, а может и больше, но результат все тот же: мышка не падала в ведро, однако и приманкой не воспользовалась. Наконец она прекратила свое занятие и скрылась под дном палатки.
Через некоторое время у ведра появилась снова мышка. Та это или другая, в темноте я не мог разобрать. Однако действия и этой повторились в том же порядке который я описал. А чуть подальше примерно, в одном метре за ведром, там, где кучка веточек какого- то кустарника осталась не вырубленной, то и дело сновали мыши: то мышь проскользит из кустов под палатку, то из под палатки в кусты. Возможно, что в этом месте у них своя дорога, как и у муравьев. Я терпеливо ждал и надеялся, что вот-вот какая-нибудь из них свернет со своей дороги и с разгона плюхнится в ведро. Но этого не случилось. Я просидел до полной темноты, но заманить в ловушку ни одной мыши не удалось: в ведро не упала ни глупая, ни умная. Моя идея не осуществилась. Однако надежды на успех еще не покидали меня. "Придумаю еще что-нибудь, и мыши начнут попадаться." С этой мыслью я и заснул. А дождь все моросил и моросил. Ни конца ему, ни края не было видно.
Продолжение следует.
Оглавление:
2. Медоносное лето. Атаки муравьев.
3. Медоносное лето. Улетел рой.
4. Медоносное лето. Война с мышами.
5. Медоносное лето. Ссора с Жорой.
6. Медоносное лето. Встреча с медведем.
9. . Медоносное лето. Пчеловод Балабанов.
11. Медоносное лето. Филосовские мысли.
Спасибо за прочтение, если понравилось ставте лайки и подписывайтесь на мой канал. Фотографии взяты из свободных источников интернета.