Врет тот, кто утверждает, что причины краха СССР лежат на поверхности. Как уже говорилось, эта страна была уничтожена с эффектом, равносильным мощному ядерному нападению на нее.
Но ведь такой атаки в истории не случилось, а чудовищное разрушение до основания произошло! Это факт.
Самое интересное, что в попытках объяснить его, мы обязательно вляпаемся в парадоксы, которые при изучении СССР почему-то оставляют без внимания.
Наибольшим феноменом выступает, конечно, национальный русский вопрос. Он никогда не рассматривается у нас в объективном ракурсе. Мы привыкли считать, что СССР, как приемник царской России, оставался по сути «тюрьмой народов», угнетаемых титульной нацией.
На самом деле, такая позиция не может претендовать на полное и честное объяснение. Почему? Да просто мы не хотим вспоминать, что в СССР не было никакой России. Этот термин использовался совершенно изредка, да и то, все больше как анахронизм от царских времен.
У какой из союзных республик были самые невзрачные и аскетичные символы? У РСФСР. Да, русское население пользовалось этой нечленораздельной аббревиатурой в своих формализованных органах управления. В отличие от куда более яркой самоидентификации других народностей.
Русским было совершенно не свойственно выпячивать свою национальную принадлежность. Мало кто задумывался над цветами флага РСФСР и мог бы в точности описать ее герб. Русские совершенно не фанатели в вопросах отнесения себя к конкретной народности – в любом коллективе привычной была «разносортица» из украинцев, латышей, евреев, грузин, поляков, татар,..
Русские же, более всего ассоциировали себя именно с «советскими», то есть с «общей общностью».
Зато с каким смаком в небольших социалистических республиках подчеркивали национальное меньшинство русских на местном уровне.
Здесь стоит привести наипервейшие установки «русского мира» (хотя такого термина в СССР не существовало) в ранние годы победившей Октябрьской революции.
Среди свежих тогда тем, Ленин посчитал архиважным определиться с «национальной гордостью великороссов». И в этой прокламации он объявил всем, что курс взят на сугубо уважительное кураторство русской нации над другими народами. Всякое неосторожное выпячивание, а тем более подавление в управлении, политике, культуре – преступно.
Это был наиболее мудрый и своевременный шаг в национальном вопросе. В истории никакой другой страны мира мы не увидим ничего подобного. Однако этот момент накрепко забыт
Парадокс в том, что излишняя опека и забота о сохранении самобытности малых народов в СССР, как раз и привел к разнузданности тамошних националистических движений.
Причем, от своего великодушного либерализма русская интеллигенция страдает хронически. Вспомнить, хотя бы, историю Польского восстания 1830-1831 годов. Тогда Польша, после наполеоновских войн, находилась в составе Российской империи. Однако это не было оккупационной кабалой – русский император весьма симпатизировал полякам, Они получали все больше свобод и привилегий, чем другие народы в империи. Вплоть до создания собственного Униатства, то есть совершенно автономного образования, да еще под защитой России.
Однако, поляки в очередной раз возомнили о своем превосходстве в восточной Европе и захотели безграничной власти над большими землями. Александр I не только не заметил имперских амбиций у поляков – он решил поддержать патриотические настроения в Польше, выступив автором ее новой Конституции!
Либеральные послабления привели к войне, в которой на стороне мятежников вынуждены были выступать прославленные герои Бородина, а русской армии вновь пришлось штурмовать Варшаву.
Что же касается уступчивости русских в СССР – об этом стоит собирать информацию по крупицам. Ведь в представлениях нынешних поколений современный патриотизм обозначился где-то в толпах 90-х под остервенелые выкрики «Рос-си-я, рос-си-я!».
А мы для иной наглядности обратимся, скажем, к запискам известного советского режиссера Михаила Ромма. Где он доподлинно вспоминает о том, как во всесоюзном управлении кинематографии спохватились, что в стране так и не создали «Русфильма». Есть-де киностудии украинская, грузинская, казахская… со своими доморощенными авторами и национальной кинокультурой. А вот до какого-то особого русского мышления в кинематографии так и не дошли. Проект, к слову, так и не удалось развить – «Русфильм» создать не получилось…
Вот и думайте – виноваты ли советские россияне в том, как резво растащили Союз на суверенитеты взбудораженные вдруг чем-то националисты.