Синий-синий, но не иней или Как я гонялся за В.Манчаары (не путать с В.Манучаровым).
Мы в такие шагали дали, что не очень-то и дойдёшь.
Мы в засаде годами ждали, не взирая на снег и дождь.
Мы в воде ледяной не плачем, и в огне почти не горим –
Мы охотники за удачей, птицей цвета ультрамарин.
Мы охотники за удачей, птицей цвета ультрамарин.
(А. Макаревич)
Я дорабатывал последние дни перед заслуженным отпуском. В далёкой-далёкой Галактике Где-то в далёком Подмосковье уже начался авиасалон и в Интернет потекли свежие фоточки с места событий, что называется «с пылу, с жару». Странно (или нет?), но на JetPhotos.com, RussianPlanes.net «в этих ваших энторнетах» почему-то первым делом стали публиковать (по-крайней мере, мне так показалось) фотографии одной из «звёзд» экспозиции, «гвоздя» программы, пополнения флота авиакомпании с кодом SYL – синего-синего инея Суперджета. Интернетовские острословы успели наречь самолётик «Почтой Якутии». Дескать самолёт такой же синий, как почтовики Ту-204. На что я бы возразил, что «Почта России» далеко не первая в РФ с синевой в оформлении флота, ведь была уже у «якутов» своя «белая ворона» – синенький BOSS.
Немного посокрушался посокрушавшись о том, что я до сих пор не там, не в гуще событий, продолжил трудиться на благо Родины. И, пока приближалось 1 сентября, даже поприкидывал, а не начать ли мне свой отпуск с безумно огалтелого безостановочного турне? По следующей программе: Автобусом в Игнатьево – Самолётом A320NEO «Уральских Авиалиний» в Домодедово – Такси в Люберцы – Электричкой в Жуковский – Безудержное толкание в толпах народа между экспонирующимися самолётами – Досрочное покидание аэрошоу (чёрт с ней с лётной программой, всё равно свет не для споттеров – не фотографический, контровый) – Платформа – Электричка – Казанский вокзал – Поездом в Ульяновск – Такси в Баратаевку – Музей Авиации… Далее, в обратной последовательности, домой. Как вариант, с заездами в Казань (проведать самолёты-памятники Ту-144 и Ту-22М3, увидеть Дворец Земледельцев и прочие достопримечательности), Саратов (вернее Энгельс – но там музей находится на территории в/ч и попасть в него совсем непросто), музей Монино (там свои ограничения) и, быть может, споттинг по московским портам… Или просто ОТДОХНУТЬ? Без суеты, без спешки. А тут ещё приходит понимание, что отстаю от этих авантюрных планов на несколько дней и что они под угрозой да ещё какой: а) официально отпуск начинается чуть позже, б) первые дни авиасалона (без толп зевак, лишь для прессы, специалистов и Президента) уже прошли, в) гостиницы и хостелы (в дни салона для простого народа) забронированы-забукированы, г) тут ещё сухожилие четырехглавой мышцы бедра предательски (а оно так может?) начинало ныть (психосоматика?) стоило пройтись пешком дольше 5-10 минут, д) да и попутчика (хотя бы до мероприятия в Жуковском) не нашлось…
«В другой раз», – решил я. И стал ждать хотя бы синий Суперджет. Ну, должны ж якуты поставить его на линии, выполнять самые что ни на есть рядовые регулярные рейсы. А чем он других хуже? НадЁжа умирает последней. Ещё не успела, оболганная гнусной статьёй статейкой (aviakompaniya-yakutiya-pokazala-na-makse-staryy-perekrashennyy-samolet), Синяя Птица отдохнуть от перелёта «Жуковский – Толмачёво – Туймаады», а я уже объявил «коллегам по несчастью», что непременно отохочусь на неё. И действительно, не прошло и недели, как в расписании сайта авиакомпании «Якутские авиалинии» было заявлено, что 497-ой рейс выполнит борт RA-89035. «Хм, это дело» – подумал я, и следующий день посвятил выезду «на съёмки». Не весь, конечно. В перерыве между работой (ага, даже в отпуске найдут) и сном я уже проверил, когда летит Синий Птиц и получил свежую метеосводку и прогноз. Погода не радовала. День выдался пасмурным, но хотя бы ветер порадовал стабильностью – это значит меньше метаться между торцами ВПП аэропорта родного города. Настал обед и я с отцом выдвинулся в поля…
Поля. Вышел, солнцем осиянен, наступил в родную слизь. Пересёк травяную поросль. Приковылял к проверенной точке съёмки. Стою. Курю. Проверяю настроечки фотоаппарата (без чек-листа карты контрольных проверок, разумеется J): режим – приоритет выдержки, ISO – 200, выдержка – 1/1000 секунды, режим автофокуса – AI SERVO, свободное место на носителе (доступное количество кадров) – 1999, походная блокировка объектива – снята, автофокус – включён, диапазон фокусировки – сокращённый, т.е. от 15 метров до бесконечности. Всё – ОК хоккей. «Пора бы уже и Сухому появиться». И да! Вон он стремительной мухой несётся над городом от Моховой Пади к третьему, а следом и к четвёртому развороту. НА ПРЯМОЙ! Шасси выпущены. Посадочные огни горят.
Птах приближается. Неистово СЧёлкаю кадр за кадром – ещё неизвестно, какой из них будет окажется удачным. Особенно в такую погоду.
Птиц Счастья пролетел, получив серию «выстрелов» (сработок затвора фотоаппарата) в борт, а также в хвост, и в гриву.
Ну а теперь, пора бы и на перроне его снять. Собирая всевозможные колючки и репьи, бегу по сухой осенней траве (которая по ко… лено) и по кочкам к автомобилю. Попутно спугнул какую-то птичку-невеличку. «Не подавить бы яйца!» - мелькнула в голове мысль. «Да ну, какие яйца? Осень же». Запрыгнул в авто и понеслись помчались мы в порт. Ну, как понеслись помчались? На По трассе, увы, пришлось ехать со скоростью 60 км/ч, вместо привычных 100-110 – слишком расслабились водители некоторых попутных (впереди идущих) жыпов, а обогнать их, к сожалению, возможности не представилось (затяжной поворот, встречный транспорт и прочие не благоволящие обгону факторы).
На стоянке (автостоянке). Паркуемся в порту. Выхватываю сумки с аппаратурой и устремляюсь к забору. О! А там уже кто-то из «наших». Приветствую товарища по увлечению. Он жестом показывает – присоединяйся. «Суперджет», оказывается, уже начали буксировать к месту стоянки. «И когда только успели? Наверное, развернулся самолёт не в конце полосы…» - такая промелькнула мысль. Эту же версию потом озвучил вооружённый фотоаппаратом сосед. Ну, да ладно Чтож, буксируют и ладушки. С настроем: «Ух! Сейчас мы его!» расчехляю фотик. Самолёт кажется выглядит непривычно крупным – тянули его по совсем другой (непривычной) траектории. Той, что ближе к зданию аэровокзала, по ней обычно на старт вывозят. И вот уже даже не весть откуда взявшееся, как по заказу, солнышко подсвечивает со спины, а самолёту, соответственно, в голову. И только я сориентировал свой телевик между промеж прутьев ограждения, как слышу возглас досады со стороны: «–Ну зачем!». Не сразу понял в чём дело. (Да ладно, сразу. Понятно же, что-то пошло не так. Причём по независящим от нас причинам). Льну к видоискателю – оказывается, начал движение перронный автобус и перекрыл могучим телом весь кадр.
Действительно – «не айс». Вааще, «не айс». И «потеря потерь» подстава подстав. Обидно. Досадно. Но у меня есть непроявленные = даже несмотренные кадры с полей, а у коллеги-споттера, надеюсь, есть кадры заруливания со взлётно-посадочной полосы и начала буксировки. Так, уже не в лучшем расположении духа и обсудив что ещё мешает «призаборной» съёмке, вернулись к машинам да двинули в город.
Стала пуганной птица удачи – и не верит людским рукам,
Да и как же ей быть иначе – браконьеры – и тут, и там.
Подкрадёшься – она обманет, и вот уже навсегда ушла,
И только небо тебя поманит синим взмахом её крыла.
(А. Макаревич)
Сентябрь 2019 года