Вы видели, в каком костюме будет представлена “русская женщина” на Евровидении? Видимо, авторам чудовищного проекта под названием Manizha захотелось быть в тренде - глумиться на русскими в частности и Россией вообще.
Что мы знаем о русском костюме? Какую картинку себе сразу представляем?
Конечно же ту, что сформировалась под воздействием фильмов, сказок и выступлений народных и эстрадных коллективов на сценах концертных залов.
Если спросить себя или провести опрос среди своих коллег и друзей о том, что является самым русским и женским элементом одежды, то услышим про сарафан и кокошник.
Но та картинка, что вы себе сразу представляете, не имеет никакого отношения к русскому национальному костюму.
Итак, давайте расставим акценты.
1. Русский костюм как фольклорный костюм для сцены
Это яркий и очень красивый образ на основе народного русского костюма. В фольклорном костюме нет и намека на пошлость или оскорбление. Он создается для зрителя. И поэтому в нем уместно собрать все элементы русского наряда: сарафаны и широкие юбки, полушубки и павлопосадские платки, ленты и кружевные платочки.
Интерес к фольклорному образу есть всегда и у всех, независимо от возраста и направления в искусстве.
2. “А ля рус” - элементы народного творчества в коллекциях российских и зарубежных дизайнеров
Русский стиль подразумевает и крестьянский костюм, и боярский. Русские мотивы - источник вдохновения для многих именитых кутюрье. Это Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, Valentino и Kenzo. Русский стиль в их коллекциях воплощается в виде волшебной сказки с образами русских красавиц.
Вот еще пример. Chanel создала коллекцию высокого ювелирного искусства на основе русской темы.
У российских модельеров Алены Ахмадуллиной и Ульяны Сергиенко русские народные мотивы звучат в современной интерпретации.
Дизайнеры применяют народные образы для создания оригинальных костюмов. Это еще и шанс сохранить народную культуру.
3. Русский национальный костюм как произведение искусства
Принято считать, что русский костюм сложился в 12 веке. На протяжении девяти веков развивался и дошел до наших дней.
Думаю, вы со мной согласитесь, что в народной одежде можно увидеть дух народа. Это представление о Боге и душе. Народный костюм расскажет о положении, состоянии и возможностях человека.
Крестьяне всегда своей одеждой соответствовали обряду и обычаю, времени и месту. Никогда женщина не позволяла себе надеть праздничную одежду в будни и наоборот. “Всяк свое время” - гласит поговорка. Время родиться и жениться, жить и трудиться, печалится и веселиться.
Народный русский костюм женщины обычно делится на две группы - северорусское сарафанное и южнорусское поневное. Сарафан и кокошник получили распространение в северных землях Руси. Панева, рогатая кичка и рога (косы, уложенные по краям макушки у висков) - в южных.
Весь жизненный цикл женщины от рождения до смерти, праздники и печали, ее духовность и социальный статус наполняют содержанием и особыми знаками образ народной одежды.
Но это уже следующая история. В ней я расскажу об удивительном селе в Рязанской области, где с трепетом и очень бережно относятся к народному костюму. Где и сегодня носят исконную русскую одежду. Где хранятся паневы, галянки, шушки и платки еще от прабабушек. Здесь каждая семья - живой музей.
Как вы воспринимаете народный костюм, уважаемые читатели. Интересна ли вам эта тема?
Подписывайтесь на канал. Будут интересные истории.