Физрук говорил нам в школе: "Девочки, вот вы сейчас на физкультуру не ходите, а станете старше и будете бешеные деньги за фитнес платить". Во взрослой жизни мы платим за то, что эффективно. Так какие же методы обучения самые результативные и, следовательно, дорогие?
Работа непосредственно с преподавателем
В институте для этого есть присутственные часы. Что-то непонятно - записываешься и задаёшь свой вопрос. Или самый простой метод - поднимаешь руку на лекции.
А во взрослой жизни это называется "менторство" или "личное сопровождение". В любом онлайн курсе тариф с такой опцией стоит на порядок дороже самостоятельного изучения материала.
Проверка домашних заданий
Учась в университете, думаешь, какая же напасть эти домашки... Много у кого возникают проблемы со сдачей вовремя. Много и тех, кто списывает у одногруппников. Но списывание - это не про эффективность, а про мотивацию, так что будем рассматривать только самостоятельно выполнение ДЗ.
Что мы видим в обучении взрослых? Тарифы с обратной связью опять же стоят дороже. Мы платим за то, чтобы нашу работу кто-то посмотрел экспертным взглядом и дал комментарий. И тут уже не до списывания.
Обычно «тариф с куратором» предполагает не только проверку заданий, но и напоминание о них. Очень полезно, если вы не научились распределять своё время или пытаетесь «забить» на неудобные, непонятные задания.
Групповая работа
Шикарный инструмент, который используют почти все преподаватели. Это и деление на группы для решения кейсов на семинаре, и проектная работа. Сейчас модно говорить о развитии soft skills, так вот групповая работа - это 100% проработка именно мягких навыков. Здесь и командное взаимодействие, и лидерство, и навыки презентации.
Плюс к этому, именно в группе возможно взаимообучение. В теории, лучше всего понимает материал тот, кто может его объяснить другим. На практике, вы наверняка помните подтверждения этому тезису. Понимание сложной темы приходит именно в момент объяснения кому-то ещё.
А что же мы видим во взрослом онлайн обучении? Как мне кажется, именно групповая работа в таких курсах используется редко. Однако есть один формат, который очень близок по сути - мастермайнд. Такое мероприятие предполагает встречу людей, близких по бэкграунду, для обсуждения кейсов друг друга и таким образом генерации новых идей, решения возникающих у участников проблем.
Мастермайнд можно организовать и самостоятельно, но чтобы это из формата дружеских посиделок превратилось в максимально эффективную учебную сессию, нужен будет модератор. А это уже другой уровень организации, требующий финансовых затрат. Поэтому многие мастермайнды, особенно по бизнесу, платные. Опять же, если такое мероприятие проходит в рамках обучающего курса - тариф будет дорогим.
Взаимооценивание
Из того что я вижу, этот метод в чистом виде и сейчас не часто применяется в вузовских схемах обучения. Взаимооценивание - это про поиск ошибок в чужой работе, про другой взгляд на проблему, которую сам пытался решить, про взаимообучение опять же.
В курсах для взрослых этот метод применяют тоже нечасто, но всё же активнее, чем в университете. Для взаимооценивания создают форумы, просят писать ответы на задания в общем пространстве, где их увидят и смогут прокомментировать другие ученики. Но это всё же завуалированные методы применения взаимооценивания. Думаю, из-за ментальных блоков учеников сложно применять эту модель в чистом виде:«Я заплатил деньги вам и не хочу, чтобы мою работу оценивал кто-то из сокурсников».
Самообучение
Именно самообучению студенты чаще всего противятся. Взять хотя бы отзывы при введении модели перевернутого класса. Большинство студентов будут не готовы к самостоятельному изучению материала, считая обязанностью преподавателя объяснить им всё.
На самообучении обычно не настаивают. Знаешь необходимый минимум с лекций - сдашь зачёт.
А что мы видим во взрослой жизни? Самые дешевые - это тарифы с самостоятельным изучением материалов (там, где они есть). Но насколько они эффективны? Части студентов нужны «волшебные пинки» от кураторов, кто-то быстро теряет мотивацию, прокрастинирует. Именно на тарифах с самостоятельным изучением материла самый большой процент тех, кто так и не откроет материал или не пройдёт курс до конца.
Потому эти тарифы и самые дешевые - их эффективность зависит от умения студента себя контролировать. А это могут не все. Если студент понимает, что не сможет себя заставить самостоятельно изучить весь материал, то платит за тариф с куратором.
Самое ценное умение, которое мы можем за время учёбы приобрести - это умение самостоятельно обучаться. Оно экономит кучу денег во взрослой жизни :)
У вас было такое, что курс купили, но не прошли? Меняли ли тариф с самостоятельного обучения на работу с куратором? А может кто-то пробовал мастермайнды или личное наставничество эксперта? Поделитесь опытом, дорогие читатели :)