Найти тему

О "чувстве истории" и книгах Дмитрия Балашова.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели. Вы уже наверняка заметили, что на своем канале я много и часто пишу об исторической безграмотности населения страны и о том, что считаю, такое негативное явление крайне важным вопросом, разбор которого необходим на высшем государственном уровне.

фото из интернета
фото из интернета

Вполне вероятно, что кому то из представителей своей аудитории я даже уже немного наскучил тем, что возможно слишком часто поднимаю эту тему, но что поделать - такая уж у меня привычка делиться тем, что, как говорится, наболело.

Что ж перейдем непосредственно к нашей сегодняшней теме. Мнение о крайне неудовлетворительном знании и что самое главное понимании собственной истории мы основываем часто на многочисленных уличных опросах, ролики с которыми можно увидеть на видеохостингах и телевидении.

Содержание их конечно просто поражает. Невольные респонденты часто не могут ответить на элементарные вопросы о прошлом своей страны и мира, нередко путая Суворова с Жуковым и относя Ледовое Побоище к Великой Отечественной войне.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В эпилоге к обсуждаемым видеофрагментам их авторы нередко добавляют, что в целом не все так уж плохо и правильные ответы тоже звучали. И вот какая интересная мысль возникает по этому поводу. То, что школьники не знают кто такой Жуков это ужасно и спорить здесь не о чем. Но возникает еще один вопрос: А понимает и любит ли по- настоящему историю человек, который знает кто такой Жуков? Может быть этим «знанием» для него все и ограничивается.

Может быть, изучая историю в школе к размещенной в учебнике информации он относился только лишь как к материалу, который следует выучить, чтобы получить нужную оценку, и не более

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Именно исходя из этих рассуждений, я бы хотел поговорить с читателями о том, что такое «чувствовать историю» и каким образом это чувство можно развить в себе.

Во- первых необходимо попытаться определить обладаете ли вы этим чувством на исходной точке. Сделать это достаточно просто. Попробуйте спросить себя, что возникает у вас в голове, когда вы слышите словосочетание «Ярослав Мудрый», притом, что о том кто он такой вы в курсе.

Если ничего кроме названия очередного параграфа из учебника в вашем сознании не проступает, то должен вас разочаровать - исторического чувства вы, увы, лишены.

А вот если в таком случае имеет место мысленная визуализация картин эпохи и даже внешнего вида обсуждаемого персонажа, то можно вас поздравить - историческое чувство на этот раз развито у вас отлично и вы, по всей видимости, обладаете еще и творческим мышлением. Исходя из сказанного можно сделать однозначный вывод о том, что формальная осведомленность об исторических деятелях и событиях не является основой для возникновения на душевном уровне определенного ощущения личного значения исторических фактов для конкретного человека. Даже если в аттестате и дипломе у него по истории твердая «пятерка».

фото из интернета
фото из интернета

Думаю, что многие хотели бы воспринимать историю именно так, как было описано в последнем примере и, разумеется, проявят живое любопытство о том, как же развить в себе способность чувствовать историю и почему она есть не у всех.

Вопреки логике мы начнем со второго вопроса. В недавней публикации, мы рассматривали специфику исторического образования в России и заострили читательское внимание на том обстоятельстве, что для многих школьников история является одним из самых скучных предметов наравне с физикой и геометрией. Причина такого мнения ребят может располагаться в двух плоскостях.

Первая из них лежит в области педагогики и дело здесь заключается не в формальной квалификации учителя.

Так или иначе в педагогических вузах ее все же дают и худо бедно материал школьников донесет даже отпетый троечник. Но дело как мы понимаем совсем не в том, чтобы, как было сказано у Грибоедова «как пономарь» прочесть перед классом текст из учебника.

фото из интернета
фото из интернета

Педагог должен «гореть» своим предметом, чтобы часть этого огня передать воспитанникам, по крайней мере, тем, у кого есть способности к преподаваемой дисциплине. Не секрет ведь, что формальный подход к изложению очередной темы может совершенно убить к нему интерес даже у тех, кто проявляет интерес к тому, что говорит учитель. Второй причиной нелюбви к истории может быть непонимание того, какое значение знания по данному школьному предмету могут иметь в современной жизни.

Такое непонимание исходит опять таки из формализма, который нередко имеет место в учебном процессе не только со стороны учителей, но и со стороны учеников.

Повторим: часто даже у круглого отличника помещенные в учебном пособии сведения о Бородинском сражении позиционируется лишь как что то, что необходимо выучить для того, чтобы адекватно ответить на уроке, если тебя вызовут к доске. Такое отношение к истории противоречит самой сути предмета и нужно срочно его менять.

На самом деле о Владимире Мономахе и Петре Первом пишут книги отнюдь не только и не столько для того чтобы просто ознакомиться с их биографией. Школьников необходимо настраивать на то, прошлое оставило потомкам повествование об их судьбе, прежде всего для того, чтобы мы учились на их ошибках, смогли понять все богатство и противоречивость их личностей. Понять, что корни тех общественно-политических процессов, которые были актуальны в прошлом мы часто можем наблюдать и сегодня. Свое значение в данном случае имеет и то, что история наука во многом крайне романтическая. Ведь там есть буквально «все обо всем». Исторические персонажи испытывали в жизни всю возможную гамму чувств: любовь, ненависть, дружбу, честолюбие, мужество и трусость.

фото из интернета
фото из интернета

Все эти чувства и вдумчивое к ним отношение муза Клио воспитывает в сердцах своих почитателей. Кроме того важно заметить, что даже за тысячу лет люди по внутреннему своему содержанию изменились очень мало. В поступках и действиях многих известных людей прошлого мы нередко можем увидеть своих родственников, друзей и знакомых, а то и в самом себе. В таком случае эмоциональное воздействие у читателя исторической книги будет даже выше чем у тех, кто предпочитает сугубо художественную литературу.

Спору нет пьесы того же Шекспира великолепны, но все же нередко можно ощутить некую в фальшь в том, как персонажи английского драматурга действуют, говорят и проявляют чувства, что впрочем и понятно. Как бы ни был хорош Ромео он всего лишь плод авторского воображения. А вот Александр Невский был на самом деле, и в силу этого факта он всегда переиграет самую изощренную выдумку писателя, а его поступки и эмоции всегда выглядеть значительно убедительней чем терзания чересчур эмоционального трагика.

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

В продолжении нашей беседы о том, что означает «чувствовать историю» мне хотелось бы рассказать читателю о цикле книг русского писателя-историка Дмитрия Михайловича Балашова, который очевидно понимал суть этого чувства лучше, чем многие из нас.

фото из интернета
фото из интернета

Его творчество охватывает временной период с 1263 по 1425 годы, но значительность книг автора основана не только на достаточно длительной хронологии написанных им книг

Хорошо известно, что создание качественного исторического романа вещь достаточно сложная.

Наиболее сложно автору в данном случае соблюсти адекватный баланс между литературной и исторической частью своего труда. Не секрет, что даже признанным классикам жанра не всегда удавалось достичь такой цели. Так знаменитая «польская трилогия» нобелевского лауреата Генрика Сенкевича

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

относится в большей степени к жанру мелодраматическому нежели историческому, но даже в первом своем качестве не всегда смотрится в должной степени впечатляюще.

В свою очередь мы можем заявить, что наш соотечественник и современник оказался на столь сложном для литератора поприще гораздо более успешен. Во первых описанные им русские князья с психологической точки зрения выглядят более живыми чем они предстают на страницах исторических хроник. Их нередко посещают те же мысли и чувства, что и нас с вами. В свою очередь, незаурядная диалектика произведения, построенная на сопоставлении жизни и деятельности клана московских князей с повествованием о жизни семейства Федоровых среди которых были и крестьяне и воины и дворяне как бы препарирует перед читателем срез русского общества того времени.

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Важно отметить, что книги Дмитрия Михайловича не просто обладают высокой исторической и литературной ценностью они направлены на то, чтобы воспитать в читателе по настоящему объемное восприятие исторических реалий, именно «почувствовать» их а как раз именно о важности этого момента и ведется у нас сегодня разговор.

Закончить хотелось бы следующими словами: уважаемые читатели прошу вас всегда помнить, что история это не выхолощенные строчки хронологии это наша с вами жизнь обращенная в прошлое. Именно следование такой мысли для многих может стать залогом любви, как писал Пушкин к «делам давно минувших дней», которые при пристальном к ним внимании будут выглядеть более современно, чем может показаться поначалу, а любовь к истории своей страны воспитывает настоящий патриотизм больше чем что либо другое.

А на сегодня, дорогие читатели, всё. Читайте, лайкайте, подписывайтесь