Найти в Дзене
Валеску

Скудара - 14

Оглавление


Глава - 4 Стойбище Акшана

часть - 4 Спасти Михаила


Когда проснулся Николай, отца в избе не было. Он вышел во двор, отца нигде нет, но и Дикого в загоне тоже нет. Николай быстро оседлал Серка и пошёл по следу.


Следы то уходили в гору, то возвращались вновь и уходили куда-то на противоположную сторону. Николай пытался разобраться, куда же отправился отец, в какую сторону. Поняв, что по следам он не разберётся, решил выйти на

рёлку и осмотреть окрестности с макушек гор.
Но ни Дикого, ни отца нигде не было видно, зато всюду на снегу были конские следы. Они метались по рёлке, туда и обратно, спускались с одной макушки  и поднимались на другую, затем возвращались и вновь уходили на новую макушку и так без конца и края.


Не чувствуя голода и мороза, Николай  кидался то на  одну вершину горы, то  на другую. Вглядываясь в густые заросли ельника или пихтача, пытался увидеть отца.
Николай понимал, если Дикий понёс отца, то тот мог спрыгнуть в снег, чтобы не погибнуть. Значит надо внимательно смотреть, вдруг отец где-то в низине бредет по пояс в снегу? А если Дикий его скинул? Но где? Где же его искать? - с горечью подумал Николай и, увидев одиночный след лошади, помчался по следу.

След вновь вывел на рёлку. Вот он идёт по верхушке горы, а вот конь остановился.
 - Это Дикий, это его след, почему он встал? Выходит, что отца на нём уже не было - догадался Николай и стал спускаться вниз. Сердце замирало от страшного предчувствия. Серко послушно выполнял все команды хозяина.


     В это утро Айгуль пошла в тайгу после того, как семья управилась с хозяйством. Необходимо было проверить капканы на волков. Место это не ближнее и поэтому Айгуль, взяла ружьё, на тот случай, если волк в капкане будет ещё живым и его необходимо пристрелить. Как обычно взяла с собой маленькие волокуши, если будет добыча, ее нужно будет волоком тащить по снегу.

Устроены волокуши просто. На три лыжи, причём средняя немного длиннее, крепится шкура молодого марала, обязательно ворсом вниз и гладью по ходу движения. Носить такую волокушу очень удобно, она просто сворачивается в трубочку, и забрасывается в кожаную сумку, что за плечами, на спине.
Айгуль любила тайгу, любила горы и шумные горные ручьи и реки. В тайге её все радовало и восхищало, она наблюдала, как по утрам поднимается где-то за горою яркое солнце и крадется среди кустов, запутываясь в густой хвое кедровых деревьев. Как блестит и искрится на солнце белый чистый снег.

Девушка шла весело, любуясь могучими горами, гремящей, не замерзающей на порогах, Пыжой, сновавшими перед лыжнёй бурундуками, да прыгающими с ветки на ветку озорными белочками.

     Проходя под скалой, она залюбовалась скользящими по скальным гранитным глыбам, первыми лучами солнца. Гранит играл и искрился на солнышке, завораживая своей необычной красотой.

Девушка остановилась,  ей захотелось налюбоваться этим удивительным зрелищем, которое длится обычно несколько минут. В это время до её слуха донесся глухой стон. Острый слух девушки, быстро уловил, откуда  исходил этот стон и, развернув свои лыжи, Айгуль пошла к скале. Лыжи утопали в пушистом снегу, но она шла быстро.

Время от времени до нее  доносился стон, он становился громче и всё ближе. Вскоре Айгуль увидела, что в снегу лежит человек. Подойдя ближе, она сразу узнала Михаила.

 -Эээ Ээээ Михаиля, Михаиля - осматривая Михаила, то и дело повторяла его имя Айгуль. Увидев кровь на снегу, она поняла, что Михаил ранен.
Достав из мешка волокуши, увидела, что они для него слишком маленькие и поспешила к ёлочкам. Быстро выдернув из-за пояса маленький топорик, срубила две небольшие елочки, и привязала кожаным шнурком их по бокам к волокуши.

Перекинуть на волокуши Михаила не хватало сил, подрывая руками снег, она стала под него проталкивать волокуши.  Пробивая стволиками ёлочек старый, слежавшийся под Михаилом снег, девушка не замечала колючего утреннего мороза и обжигающего лицо, зимнего ветерка. Работая, она не переставала что-то шептать. Как только пробила под Михаилом снег, развернула волокуши и стала их подсовывать под голову, осторожно, что бы не ранить.
Над ногой Михаила стоял пар, а снег окрашивался кровью. Её длинные ловкие пальцы быстро прощупали всё вокруг раны. Перемотав ремнём ногу выше раны, срубила два сучка с березы и приложив их по обе стороны ноги, закрепила их сверху и снизу раны, чтобы нога находилась в неподвижном состоянии. Перекинув через себя ремни, потянула всем своим хрупким телом волокуши и они поддались. Михаил застонал.

Идти было тяжело, волокуши утопали в рыхлом снегу, нагребая впереди ком, так до лыжни она тянула волокуши вместе с сугробом.
Это было совсем не под силу девушки и сбросив ремни, она принялась лихорадочно утрамбовывать рыхлый снег, готовя новую твёрдую дорогу для волокуш.

Когда всё было готово, она вновь впряглась, и потянула волокуши. Добравшись до лыжной дороги, Айгуль перевела дух
.
. Немного отдохнув, потянула волокуши, по лыжне, они шли легче. Пройдя около двух вёрст, поняла, что сил нет и достав ружьё, выстрелила. Передохнув, она выстрелила ещё два раза.
Николай, услышав выстрелы, бросился вниз, к подножью горы и помчался по лыжне.
Что-то ему подсказывало, что эти выстрелы, как-то связаны с отцом и устремился вверх по лыжне.

Ещё издали, он заметил хрупкую, и уж очень сгорбленную фигурку Айгуль, и понял, что она что-то тащит. Так же заметил, что шла Айгуль,  выбиваясь из сил. Подъехав, он увидел на волокушах отца.


- Батя, батя - кинулся он к отцу и обратившись к Айгуль спросил.
 - Что с ним, как ты нашла его, где он был?

- Под скалой, дух  его уснул. Сила в землю течёт. Душа плачет, он стонет. В тепло надо, мёрзнет он шибко – объяснила девушка. Голос ее был слаб, она говорила почти шёпотом.

      Усадив Айгуль на лошадь, он привязал к седлу ремень волокуши и взявшись за него, скомандовал Карьке идти вперед. Шли быстро, Айгуль постоянно шептала свои алтайские молитвы. Николай, накрыв отца своим полушубком, старался идти как можно быстрее, время от времени оглядываясь на отца.

    Усталость у Айгуль вскоре прошла и, подходя ко двору, она ловко соскочила с коня, отвязала елки от волокуши и забежала в аил. Вскоре вместе с Айгуль из юрты выбежали Акшан и Данеля, Услышав голоса, из избы выскочил Пётр Третьяков.

- Мать, Пресвятая Богородица. Это что ж такое приключилось, ах ты Господи прости, беда то какая – приговаривал Пётр помогая Акшану и Николаю заносить Михаила вместе с волокушами в избу.

    Айгуль быстро развязала ремни, попросила мужчин снять с Михаила всю одежду, а сама побежала в юрту. Вернулась с пиалой, самогона из кислого молока-чегеня, алкогольного арачка. Напиток мягкий и не обжигающий, без резкого запаха.

Мужчины сняли верхнюю одежду, разрезали сапог и освободили ногу. Кровь больше не шла, но из ноги торчали острые осколки сломанных костей. Михаил бредил.
     Присев у изголовья, Айгуль осторожно стала вливать напиток в рот Михаила. Капля за каплей. Когда он уснул, она приступила к сложной работе, нужно было собрать и сложить кости так, что бы они правильно и быстро срослись.

 -Шырканы дьунар кэрэк - обратилась Айгуль к отцу.
Нужно было промыть рану. Промывать  самогоном, хоть и молочным, Айгуль посчитала слишком сильным средством, который может обжечь рваные ткани,

Она попросила отца принести ей ягоду калины. Сама поставила отвариваться лист бадана и исландский мох. Акшан быстро вышел из избы, спустя какое-то время вернулся, держа в руках глиняный горшок с ягодой калины.

Айгуль опять обратилась к отцу.
 - Ару чибрэк - и он побежал за чистой тряпкой
Девушка быстро подавила руками ягоды и отжала сок, в котором промыла свои руки. Затем залила отваром чёрного листа бадана и исландского моха свежую живицу.
Процедила её через отварной исландский мох.

Смочила в этой смеси чистую тряпицу, что принёс Акшан и когда состав стал тёплым, залила им рану.

Под ногу подложила пропитанную живичным раствором тряпку. Обработала руки арачкой и приступила к осмотру, а точнее к ощупыванию раны. Быстрыми и умелыми движениями, нащупывая осколки в теле, она прикладывала их друг ко другу, выкладывая кость.

Работала долго, осколки выбирала тщательно, от напряжения на лбу выступил пот. Он стекал по вискам и капал с подбородка, но девушка этого не замечала. Не переставая шептать молитвы, она снова и снова перебирала своими тонкими пальцами каждую нить ткани, каждую жилочку, выбирая самые маленькие осколочки.


Работала Айгуль так увлечённо, что не замечала, как устали её руки и онемела от напряжения спина, наконец он сказала:
- Николя- обратилась она к Николаю- надо лучины берёзы делать, с полена делать, много делать .
Схватив топорик, Николай побежал к поленнице и возвратился с охапкой тонких палочек-лучинок.

Выбрав нужные, Айгуль смазала их живичной смесью и  стала обкладывать лучинками рану, приматывая тряпицей. Так обложив ногу вокруг раны лучинками и примотав их тряпкой, накрыла Михаила тюфяком. Собрав окровавленную одежду, она вышла из избы. Следом за ней вышли Данеля и Акшан.

Айгуль зашла в холодный аил,  встала на снегоступы, взяла окровавленную одежду Михаила и направилась в тайгу.
Она  шла, не обращая внимания на наступающую тьму, на вой собак и крепчающий мороз. Девушка шла, держа перед собой окровавленные вещи, и читала, читала, и читала алтайские молитвы. Она обращалась к алтайским богам и просила помочь очень хорошему человеку земли, обрести силы и здоровье.
Подойдя к Большому кедру, отгребла снег и положила вещи на его корни.


Опустившись перед кедром на колени, она вновь обратилась к хозяйке Тайги, к Земле Алтайской и Большому кедру, что бы они смогли простить Михаила за дерзость и унять его боль.


Она не замечала, что ее ноги совсем замёрзли, и что мороз сковал её худенькие плечи, и побелел нос, и щёки, она не ощущала холода, она молилась.

Слезы катились по щекам Айгуль и она  их, тоже не замечала, только когда почувствовала слабость в теле, поняла, что нужно возвращаться.

Укрыв вещи снегом, Айгуль оставила их на корнях Большого кедра и пошла назад. Возвращаясь, она старалась идти быстро по своим следам, но ноги были тяжёлыми, а в теле совсем не было сил. 


Спохватившись дочери, Акшан, встал на снегоступы, подав клич собакам,  отправился по следам Айгуль.Он торопился, а когда услышал радостный, повизгивающий лай собак, понял, что Айгуль близко.


Вскоре Акшан увидел дочь, девушка боролась за жизнь, упав от бессилия на колени, она  пыталась полсти. Взвалив дочь на плечи, Акшан твёрдо и уверенно зашагал к стойбищу. Собаки то и дело сновали перед ногами, забегая вперёд, то отбегая в стороны, обнюхивая следы зверьков.

Дорогие читатели, большое сердечное спасибо, что прочли, очень рада. Не стесняйтесь высказать своё мнение, пишите комментарии, я обязательно отвечу каждому.

А ещё, начните читать с первой главы, вы не пожалеете. всего Вам самого доброго! Удачи и радости в жизни!


Свидетельство о публикации №221040201230

начало:
Скудара - 1; Скудара- 2;Скудара-3;Скудара - 4;
Скудара-5;Скудара-6;Скудара-7;Скудара-8;Скудара-9; Скудара-10;Скудара-11;Скудара-12
предыдущая:
Скудара- 13
Продолжение :
Скудара - 15

фото взято из открытого доступа в Яндексе