К многочисленным древностям, затерянным среди пустынь Мангышлака, есть отмеченные указателями отвороты с грейдера, но мы ехали к подземной мечети Султан-Эпе прямиком через степь. В степи - кони, верблюды, руины то ли древних могил, то ли советских хлевов:
Зимовка in the middle of nowhere. Чем не старый добрый Канзас с домиком Элли?
Таинственные силуэты в мареве:
А приехав на Султан-Эпе, мы вдруг увидели целую линейку машин с московскими номерами. Что ж, Мангышлак не зря слывёт джиперской Меккой, на Жигылгане мы коротали вечер с московской семьёй на "Дефендере", на Босжире и вовсе наблюдали "сто машин", и только среди личных знакомых одновременно с нами местные степи бороздило два экипажа. Ну а здесь нам повстречался другой феномен джиперства - "крупная московская экспедиция"(с), которую организовал "Немодный клуб". Их путешествие - больше двух недель, программа обширна, но не подлежит пересмотру ни в какой мелочи, темп расслаблен, роли распределены, а одна из машин везёт большой казан для плова.
Ну а на велосипеде - добродушный пузатый мулла. Ниже дороги - окна подземной мечети:
Среди прочих подземных мечетей казахов-адайцев у Султан-Эпе самая запутанная и замороченная история, или вернее цепочка легенд. Сам Султан-Эпе - это своеобразный "Никола Адайский", покровитель странников и моряков, и у его мечети, стоящей в нескольких километрах от моря, просили благословения или возносили хвалы туркмены и казахи, уходившие в море за тюленем и рыбой.
Султан-Эпе, согласно легендам, не был одним из "360 суфиев", с которыми народная память отождеставляет бесчисленные некрополи Мангистау. Из этих суфиев был его отец Гаким-ата, ученик великого Ахмеда Ясави из города Туркестана, отправленный в Хорезм проповедовать там, где его верблюд упрётся и откажется идти дальше. Животное встало не где-нибудь, а на личных угодьях местного хана (то есть мелкого феодала - всем Хорезмом тогда правил один шах), но ханскую стражу, кинувшуюся ловить чужака, задержали ожившие кусты, что конечно не могло не заставить хана проникнуться идеями Гакима.
Ну а Гакимов сын Султан-Эпе был лишь одним из его учеников, и однажды провалил, или вернее прогулял, испытание. Как оказалось позже, мальчик почувствовал, что в море гибнут две лодки, и своими руками вытащил их из штормовой воды, что конечно было само по себе чудом. В последующие годы Султан-Эпе совершил ещё несколько чудес, например оживил забитых быков, от которых после пиршества остались лишь шкуры и кости, а потом бесследно исчез - но ещё многие века чабаны и рыбаки в минуту на краю гибели не раз видели Султана-Эпе, являвшегося к ним на помощь.
Те события, что легли в основу легенд, происходили в 12 веке. Саму же мечеть построил в 16 веке мальчик Хайрулла, крайне незадачливый мюрид (ученик суфия), которому Султан-Эпе являлся во снах и обещал, что от его имени камни будут сами складываться в постройку.
Историкам же известно, что с 8-9 веков здесь стояла небольшая хорезмийская крепость, прикрывавшая удобный выход в степь с моря, а отшельники и богомольцы в зелёном каньоне под её прикрытием селились с 11 века. А вот общий вид мечети, действительно построенной скорее всего в 16 веке, и камни её выглядит просто сложенными без раствора:
В отличие от четырёх других виденных нами подземных мечетей Мангышлака, уходящих в скалу в основном горизонтально, Султан-Эпе - действительно ПОДземная - в помещения её ведёт крутой спуск:
Возможно, это и не мечеть была, а ханака (текие) - суфийский "монастырь". Вернее, по сути своей суфии монахами никогда и не были, а по форме это напоминало скорее буддийское монашество, чем христианское - в ханаках жили ученики и их наставники, совместно проводившие различные практики, в одних орденах (тарикатах) похожие на медитацию, а в других на шаманские пляски. Как я понимаю, последователи Султан-Эпе были сами себе тарикатом, в своей глуши возможно и не признанном другими орденами.
В отличие от других подземных мечетей, в Султан-Эпе действительно темно:
Весь свет - из маленьких оконцев существенно выше свода:
По одним из которых - и собственно мечеть, больше похожая на колодец:
Султан-Эпе стоит на краю глубокого каньона, парой километров дальше раскрывающегося к морю, и туда, пока мы бродили по подземелью, уехал "Немодный клуб".
Султанэпесай примечателен густой зеленью на дне, и по одной легенде именно эти кусты задержали ханскую стражу перед верблюдом Гакима, а по другой их заставил вырасти Хайрулла, или вернее Султан-Эпе его молитвой. В тех кустах водятся лисы и дикие кошки, в том числе небезызвестный манул... но даже спусков на дно каньона с отрицательных склонов на этой стороне нет:
У мечети каньон образует несколько площадок, на одной из которых грелись среди камней лошади. Я их случайно спугнул, и это было страшно - кобыла, пытаясь выбраться из под камня, на моих глазах чуть не затоптала своего жеребёнка. На другой площадке - глубокий колодец с воротом:
А выше маленькое кладбище вокруг огромной круглой могилы о семи шестах, более похожей на святилище:
К ней и ходят по сей день рыбаки да чабаны помолиться о благополучном возвращении, оставляя в дар монетку или камень:
На самом кладбище - множество неприметных холмиков и сломанных менгиров, да пара сандыктасов - "ящиков" из каменных плит. Один из них покрывали всё те же адаевский петроглифы с наивными фигурами коней и изображениями оружия вроде ружья с нижнего кадра: