Найти тему
Киносезон

"Обитель". Сюжет, замысел, съёмки

Оглавление

С 10 мая в 21:20 на телеканале «Россия» (с 30 апреля – на платформе СМОТРИМ) начинается показ исторической драмы «Обитель» по мотивам одноименного романа Захара Прилепина. Режиссер проекта – Александр Велединский.

Пронзительная история любви на фоне нeвeрoятныx испытаний разворачивается в Соловецком лагере особого назначения после окончания Гражданской войны. В роли Федора Эйхманиса – Сергей Безруков, Артем Горяинов – Евгений Ткачук, чекистка Галина – Александра Ребенок. В фильме также снимались Юрий Кузнецов, Владимир Стеклов, Виктор Добронравов, Виктор Раков, Федор Лавров, Михаил Евланов, Елена Шевченко, Роман Агеев и другие великолепные артисты.

Все фотографии автору предоставлены телеканалом "Россия"
Все фотографии автору предоставлены телеканалом "Россия"

СЮЖЕТ

Соловки, 1920-е годы. 27-летний московский студент Артём Горяинов попадает в лагерь, в котором чекист Федор Эйхманис ставит масштабный эксперимент по «перековке человека». Одержимый идеей создания нового общества он строит цивилизацию на месте православного монастыря, считая, что Серебряный век продолжается именно здесь, в Соловках. С первых же дней в лагере Артёма ждут голод, кaтopжнaя работа, противостояние с «блатными», угроза paccтpeлa и физической расправы. Сталкиваясь с уголовниками и «политическими», честными и продажными, великодушными и злопамятными, Артём пытается не только выжить, но и найти свою правду. Испытанием становится для него и неожиданная любовь с чекисткой Галиной, у которой роман с Эйхманисом. Опасная связь грозит героям paccтpeлом.

ЗАМЫСЕЛ

Идея фильма о Соловках принадлежит режиссёру Александру Велединскому («Живой», «Ладога», «Географ глобус пропил»). Его отец в 40-х годах учился в Соловецкой школе юнг, и Александру давно хотелось рассказать об истории этого уникального места. Он обратился к Захару Прилепину с просьбой написать основу для будущего киносценария. Вместе они побывали на Соловках, где услышали легенду о любви актрисы местного театра и надзирателя, которых приговорили к paccтpeлy за подготовку к побегу. Тема настолько захватила Прилепина, что, углубившись в документы, свидетельства и воспоминания, он работал над книгой в течение 3-х лет и в итоге написал большой роман, который получил вышел в 2014 году и почти сразу стал бестселлером.

-3

«Обитель» удостоена престижных литературных премий: «Большая книга», «Книга года» и «Книжная премия Рунета», а также премии Правительства РФ в области культуры. К премьере фильма в «Редакции Елены Шубиной» в серии «Кинобестселлеры» вышло новое издание романа с обложкой в стилистике постера.

Из интервью с режиссёром Александром Велединским:

«Обитель» – не рассказ о лагерной жизни. Нам интересны отношения человека и общества в исторической перспективе. О лагерях 30-х было написано и снято немало, нас же привлекли 20-е. Это самый интересный период XX столетия: cмepть Серебряного века, рождение нового государства. «Обитель» – это ковчег, на котором уплывают в неизвестность русские люди, разделенные Гражданской войной. Наша история – о невозможности любви в клетке».

ФИЛЬМ

Создатели фильма не ищут ответы на вопросы «кто виноват» и «что делать». Драматургия «Обители» выстроена по законам захватывающего «зрительского» кино. И в то же время, это глубокое размышление о том, что важно в любую эпоху: о вере и любви, добре и зле, цене и смысле человеческой жизни. На примере одной судьбы открывается безграничный мир, в котором вопреки страху, бoли и опасности каждый человек делает свой главный выбор.

Из интервью с Захаром Прилепиным:

«На начальном этапе мы с Александром Велединским сели, разложили карточки артистов, тыкали пальцем. Мы понимали, что это будет большой проект и многие захотят сниматься. Я предложил Евгения Ткачука на главную роль, а Велединский настоял на том, чтобы взять Безрукова на роль чекиста. Я обожаю Безрукова, но у меня были сомнения. Я спрашивал Александра: «Ты уверен, ты хорошо подумал»? Он ответил: «Да», и в итоге он угадал. Недавно мы встречались с Сергеем Безруковым, и он рассказал мне, что придумал одну сцену и привнёс в мою историю что-то от себя, разыграл, показал в лицах, и мне так понравилось, что я, наверное, добавлю этот момент в книгу. Так что мы с Безруковым теперь соавторы!»

ЛАГЕРЬ

Соловецкий лагерь особого назначения -С.Л.О.Н – место, где судьбы жертв и пaлaчeй переплелись в один клубок, где отбывают срок белые и красные, эсеры и поэты, священники и уголовники, бaндиты и беспризорники, а стерегут их охранники, набранные из заключенных – из прoштpaфившиxся милиционеров и чекистов. Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, а Александр Солженицын заклеймил его: по его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Захар Прилепин представляет современный взгляд на историю Соловецкого лагеря. Он концентрирует внимание на конкретных судьбах заключенных, показывая тpaгeдию через главного героя – Артема Горяинова.

Чекист Эйхманис хочет перечеркнуть прошлое и ставит революционный эксперимент на заключенных: труд и культура должны создать граждан новой цивилизации. Организовано собственное производство, проводятся научные исследования, в лагере есть три оркестра, газета, кино, библиотека и спортивные секции. В театре готовится премьера «Дней Турбиных» Булгакова. Последний отблеск Серебряного века – на территории лагеря цветут розы редких сортов, а из белого гравия выложена фигура слона – символ названия лагеря. Но перед зрителем открывается темная сторона эксперимента: жecтoкий произвол, paccтpeлы, пытkи, штрафной изолятор на Секирной горе. «Цирк в аду», – так называет обстановку здесь один из заключенных.

СЪЁМКИ

Снимали «Обитель» в Москве, Выборге, Ярославле, Архангельской, Ленинградской, Ярославской и Вологодской областях. От масштабных съемок на Соловецком архипелаге отказались, чтобы не нарушать строгий распорядок действующего монастыря. Роль Соловецкого монастыря досталась Кирилло-Белозерскому. Белоснежные стены вологодского монастыря ради сходства были задекорированы под камень, а среди построек появились лагерный магазин, почта, госпиталь, театр.

Достоверность – ключевое слово для описания съемочного процесса: большое внимание уделялось мельчайшим деталям. Забытые марки сигарет, обложки книг Серебряного века, пиcтoлeты, кожанки чекистов, плакаты, портрет Тpoцкoгo в комнате Галины – весь материальный мир 20-х годов воссоздан с особой убедительностью.

Оператор Никита Рождественский:

«В этом фильме есть три составляющие профессиональной работы: крепкий сценарий, отличный режиссер и хорошие актеры. В фильме нет ни одного «сериального» кадра: Велединский точно знал, чего хотел, и требовал выдерживать классический стиль, чтобы картина хорошо смотрелась и спустя 10-20 лет».
Постер автору предоставлен телеканалом "Россия"
Постер автору предоставлен телеканалом "Россия"

Интервью с актёрами "Обители"

О таланте Евгения Ткачука

Главная премьера сезона на телеканале Россия начнётся 10 мая в 21:20!

Подписывайтесь на мой канал Киносезон, чтобы новости из мира кино и телевидения узнавать самыми первыми 😉