Найти тему
58K подписчиков

Экскурсия в гостиницу «Метрополь»: какие послания скрывает фасад «московской легенды»?

201 прочитал

Историк инженерии и «коллекционер» городского фольклора Айрат Багаутдинов в своей книге «Москва глазами инженера» собрал целую монументальную галерею под открытым небом. Главная архитектура Москвы от барокко до авангарда в историях, фактах и подробных маршрутах.

https://www.mos.ru/news/item/31526073/
https://www.mos.ru/news/item/31526073/

Публикуем отрывок из книги о том, как создавалось здание знаменитой гостиницы «Метрополь», и что интересного можно разглядеть на ее фасаде.

«Гостиница „Метрополь“ – это манифест стиля модерн в Москве. И она должна была быть не просто гостиницей. Ее придумал предприниматель, меценат и просто неординарная личность Савва Мамонтов.

Мамонтов задумал культурный центр, который бы объединял в себе собственно театр, выставочные залы, кинотеатр, танцзалы, магазины, зимний сад со скейтинг-рингом, рестораны и гостиницу – все под одной крышей.

Идея сильно опередила свое время – настолько сложно организованный центр культуры и искусств и сегодня надо поискать. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы.

В 1898 году Савва Иванович создал первую строительную компанию в Москве – Северное домостроительное общество. "Метрополь" стал ее самым большим проектом. Через год Савва Иванович попал под арест по обвинению в незаконных финансовых операциях. Хотя он и был оправдан, судебный процесс его разорил. Строительство "Метрополя" перешло в руки Санкт-Петербургского общества страхований. Те, конечно, отказались от всяких малоприбыльных культурных функций и построили просто гостиницу с рестораном.

Однако фасады гостиницы возводились согласно первоначальной задумке. Они стали витриной русского модерна в монументальном искусстве.

Самое крупное панно "Принцесса Грёза" выполнено по эскизу Михаила Врубеля. В его основе – сюжет популярной в те годы одноименной пьесы Эдмона Ростана. На малых панно – мифологические сюжеты, рассказывающие нам о ценностях эпохи модерна: природе, красоте, искусстве.

https://www.tripadvisor.ru/
https://www.tripadvisor.ru/

В уровне четвертого этажа вдоль двух парадных фасадов тянется рельеф Николая Андреева. Чуть ниже рельефа – керамический бордюр, сегодня напоминающий какой-то орнамент, вязь. На самом деле здесь когда-то была выложена цитата из книги Фридриха Ницше "По ту сторону добра и зла":

Скверно! Опять старая история! Окончив постройку дома, замечаешь, что научился кое-чему, что следовало знать, приступая к постройке. Вечное, печальное „слишком поздно“!

Сегодня надпись эта плохо читается – в 1920-е годы ее частично уничтожили, чтобы поместить цитату из Ленина:

Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от власти капитала.

Рекомендуем вам заглянуть внутрь гостиницы "Метрополь". В вестибюле сохранилась оригинальная лепнина. И особенно хорош ресторан, перекрытый огромным зенитным фонарем с расписанными стеклами».

Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a0006cg/

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)