Историк инженерии и «коллекционер» городского фольклора Айрат Багаутдинов в своей книге «Москва глазами инженера» собрал целую монументальную галерею под открытым небом. Главная архитектура Москвы от барокко до авангарда в историях, фактах и подробных маршрутах.
Публикуем отрывок из книги о том, как создавалось здание знаменитой гостиницы «Метрополь», и что интересного можно разглядеть на ее фасаде.
«Гостиница „Метрополь“ – это манифест стиля модерн в Москве. И она должна была быть не просто гостиницей. Ее придумал предприниматель, меценат и просто неординарная личность Савва Мамонтов.
Мамонтов задумал культурный центр, который бы объединял в себе собственно театр, выставочные залы, кинотеатр, танцзалы, магазины, зимний сад со скейтинг-рингом, рестораны и гостиницу – все под одной крышей.
Идея сильно опередила свое время – настолько сложно организованный центр культуры и искусств и сегодня надо поискать. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы.
В 1898 году Савва Иванович создал первую строительную компанию в Москве – Северное домостроительное общество. "Метрополь" стал ее самым большим проектом. Через год Савва Иванович попал под арест по обвинению в незаконных финансовых операциях. Хотя он и был оправдан, судебный процесс его разорил. Строительство "Метрополя" перешло в руки Санкт-Петербургского общества страхований. Те, конечно, отказались от всяких малоприбыльных культурных функций и построили просто гостиницу с рестораном.
Однако фасады гостиницы возводились согласно первоначальной задумке. Они стали витриной русского модерна в монументальном искусстве.
Самое крупное панно "Принцесса Грёза" выполнено по эскизу Михаила Врубеля. В его основе – сюжет популярной в те годы одноименной пьесы Эдмона Ростана. На малых панно – мифологические сюжеты, рассказывающие нам о ценностях эпохи модерна: природе, красоте, искусстве.
В уровне четвертого этажа вдоль двух парадных фасадов тянется рельеф Николая Андреева. Чуть ниже рельефа – керамический бордюр, сегодня напоминающий какой-то орнамент, вязь. На самом деле здесь когда-то была выложена цитата из книги Фридриха Ницше "По ту сторону добра и зла":
Скверно! Опять старая история! Окончив постройку дома, замечаешь, что научился кое-чему, что следовало знать, приступая к постройке. Вечное, печальное „слишком поздно“!
Сегодня надпись эта плохо читается – в 1920-е годы ее частично уничтожили, чтобы поместить цитату из Ленина:
Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от власти капитала.
Рекомендуем вам заглянуть внутрь гостиницы "Метрополь". В вестибюле сохранилась оригинальная лепнина. И особенно хорош ресторан, перекрытый огромным зенитным фонарем с расписанными стеклами».
Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a0006cg/
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)