Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺Мир Cartier, часть 2: драгоценные пантеры

Что получится, если попытаться воплотить в одном ювелирном украшении сразу все: силу и изменчивость женской природы, грацию и изящество, роскошь и экзотику, любовь и свободу? Разве такое возможно в принципе? Как водится, решение смогли найти французы: таким украшением стали пантеры Cartier. Давайте выясним: как и почему? Начиналось все вполне прозаично: в один день 1903 года в Париж приехала молодая бельгийская девушка. Возможно, у нее, как и у всех были какие-то планы и мечты, воплотить которые можно было только в самом блистательном городе той эпохи – средоточии жизни, искусства, моды, роскоши и красоты… Сколько возможностей таилось в этом царстве красок, сколько смелых идей и сказочных фантазий он обещал воплотить, и сколько из них в итоге канули в небытие, столкнувшись с неприглядной изнанкой этого многоликого города… Помимо всего прочего это также был и мир нищеты, разврата и порока, мир, в котором правили бал многочисленные кокотки, бесчисленные непризнанные гении богемы и всяког

Что получится, если попытаться воплотить в одном ювелирном украшении сразу все: силу и изменчивость женской природы, грацию и изящество, роскошь и экзотику, любовь и свободу? Разве такое возможно в принципе? Как водится, решение смогли найти французы: таким украшением стали пантеры Cartier. Давайте выясним: как и почему?

Начиналось все вполне прозаично: в один день 1903 года в Париж приехала молодая бельгийская девушка. Возможно, у нее, как и у всех были какие-то планы и мечты, воплотить которые можно было только в самом блистательном городе той эпохи – средоточии жизни, искусства, моды, роскоши и красоты…

Сколько возможностей таилось в этом царстве красок, сколько смелых идей и сказочных фантазий он обещал воплотить, и сколько из них в итоге канули в небытие, столкнувшись с неприглядной изнанкой этого многоликого города…

Помимо всего прочего это также был и мир нищеты, разврата и порока, мир, в котором правили бал многочисленные кокотки, бесчисленные непризнанные гении богемы и всякого рода аферисты.

Браслет, Cartier, 2017 г., из желтого золота, берилла, обсидиана, граната, оникса и бриллиантов.
Браслет, Cartier, 2017 г., из желтого золота, берилла, обсидиана, граната, оникса и бриллиантов.

Любая молодая девушка, не знакомая с тонкостями взаимосвязей в этом вечно бушующем море жизни, должна была просто сгинуть, затеряться в его круговороте и постепенно погибнуть, как сотни других таких же мечтательниц. Скорее всего, так бы и случилось, но юной особой, приехавшей покорять Париж была никто иная, как Жанна Туссен.

Сейчас мало кто знает это имя за пределами мира моды и декоративного искусства, а между тем в первой половине 20 века о нем, так или иначе, слышали все. В чем же был феномен этой личности и причем тут Cartier?

Колье из коллекции PANTHÈRE DE CARTIER, 2014г., платина, изумруды, оникс, бриллианты
Колье из коллекции PANTHÈRE DE CARTIER, 2014г., платина, изумруды, оникс, бриллианты

Все дело в том, что юная особа очень быстро проявила таланты в качестве модного дизайнера, как сейчас бы сказали. Быстро освоившись благодаря своей старшей сестре в мире парижских кокоток, Жанна, однако, предпочитала жить своим умом, а не за счет благосклонности многочисленных кавалеров. Она начала заниматься украшением женских сумочек, затем – создавать дизайны других аксессуаров, и в конце концов сдружилась с еще одной бунтаркой из мира моды – Коко Шанель.

Но судьбоносным в ее карьере стало совсем другое знакомство – с иллюстратором Жоржем Борбье. Именно его в 1913 году попросил разработать плакат для выставки не кто иной, как сам Луи Картье. Барбье изобразил на афише юную Жанну с ниткой жемчуга на шее, а в ногах у нее – грациозную хищную кошку - пантеру…

Кольцо PANTHÈRE DE CARTIER, платина, изумруды, оникс, бриллианты
Кольцо PANTHÈRE DE CARTIER, платина, изумруды, оникс, бриллианты

Тогда это была всего лишь дань моде: пантера служила олицетворением экзотики и роскоши, так полюбившейся новому стилю Арт Деко, и вместе с тем воплощала новые настроения в женском обществе. Ведь это была эпоха знаменитых флэпперов – вечно юных, активных, сильных, независимых – их характер так походил на кошачьи повадки.

А потому тонко чувствующий настроения публики Луи Картье решил представить на ее суд совершенно новый ювелирный дизайн наручных часов, выполненных в технике паваж, для чего и заказал провокационную афишу.

Паве, паваж – вид декорирования украшений, когда оно полностью или частично покрыто закрепленными в поверхности металла небольшими драгоценными камнями (обычно бриллиантами, иногда цветными сапфирами или другими камнями) одного размера.
Наручные часы Cartier 1914 с мотивом в виде пятен пантеры, из полированной платины, паве из бриллиантов огранки «роза» и оникса
Наручные часы Cartier 1914 с мотивом в виде пятен пантеры, из полированной платины, паве из бриллиантов огранки «роза» и оникса

В данном конкретном случае россыпь бриллиантов перемежалась вставками из оникса разной формы, в результате чего возникала иллюзия рисунка шкуры леопарда или пантеры. Это было первое изделие Cartier, в котором появилась тема хищной кошки, впоследствии ставшей главным символом знаменитого ювелирного дома.

Браслет PANTHÈRE DE CARTIER, белое золото, рубеллиты, изумруды, оникс, бриллианты.
Браслет PANTHÈRE DE CARTIER, белое золото, рубеллиты, изумруды, оникс, бриллианты.

Однако, как же ей это удалось? Ведь в ту эпоху в ассортименте Cartier были и другие питомцы: даже основатель дома в 19 веке часто прибегал к помощи образов птиц и зверей. К тому же позади была эпоха модерна, который, казалось бы, насытил публику изображениями разных представителей фауны во всех возможных формах и проявлениях? Пантера на этом фоне явно не была фаворитом. И все-таки уже более ста лет именно она возглавляет драгоценный зверинец Cartier.

Причин этому было две:

  • Во-первых – красота, грация и изящество хищной кошки, как уже отмечалось выше, очень гармонировали с представлениями и вкусами нового поколения молодых женщин и нарочитой роскошью Арт Деко, вкупе с его тягой ко всему экзотическому.
  • Во-вторых, и это намного важнее, в дело вмешалась самая главная движущая сила – любовь… Луи Картье без памяти влюбился в юную бельгийку Жанну, начался короткий, но очень бурный роман. Бурный, потому что встретились две талантливых, страстных и очень сильных личности, короткий – потому что влиятельная семья знаменитого ювелира была категорически против его возможного брака с девушкой столь низкого происхождения.
Колье Panthère de Cartier, розовое золото 18 карат, 2 изумрудных глаза, 11 пятен из оникса, 1 носик из оникса, 20 камней оникса, 39 рубеллитов и 549 бриллиантов классической огранки общим весом 12,69 карата.
Колье Panthère de Cartier, розовое золото 18 карат, 2 изумрудных глаза, 11 пятен из оникса, 1 носик из оникса, 20 камней оникса, 39 рубеллитов и 549 бриллиантов классической огранки общим весом 12,69 карата.

Поначалу все естественно было весело и очень красиво: очарованный сильным и взбалмошным характером смелой и бойкой Жанны, Луи стал называть ее «моя маленькая пантера», она же навсегда превратила это прозвище в свое второе имя: в будущем не только Париж, но и весь модный мир будет называть ее не иначе как «La Panther».

Луи Картье специально разрабатывал и заказывал для Туссен украшения и аксессуары с изображением величественной кошки. Одним из немногих сохранившихся подобных изделий является портсигар из бриллиантов, оникса и платины, подаренный Картье Жанне Туссен в 1917 году.

Слева: портсигар из бриллиантов, оникса и платины, подаренный Жанне Туссен Луи Картье в 1917 г.. Это первая образная репродукция пантеры. Слева - еще один сохранившийся портсигар Cartier с изображением пантеры
Слева: портсигар из бриллиантов, оникса и платины, подаренный Жанне Туссен Луи Картье в 1917 г.. Это первая образная репродукция пантеры. Слева - еще один сохранившийся портсигар Cartier с изображением пантеры

А еще Луи очень быстро оценил вкус и таланты дизайнера своей возлюбленной, и в 1916 году устроил ее в дом Cartier в качестве дизайнера аксессуаров. На этом поприще Жанна Туссен добилась значительных успехов. Одним из самых значимых ее нововведений в мире моды (во всяком случае для меня) стало появление новых видов женских сумочек: на длинных цепочках, чтобы их можно было носить на плече, и сумок более крупного формата, чтобы в них можно было положить даже книгу (за это ей огромное спасибо от меня лично – просто не могу сосуществовать с микросумочками, равно как и носить их в руках).

Браслет Panthère de Cartier, белое золото 18 карат, 2 сапфира, 2 изумрудных глаза, 36 точек из оникса, 1 носик из оникса, 2 бриллианта огранки «кушон» общим весом 1,02 карата и 470 бриллиантов круглой огранки общим весом 3,24 карата.
Браслет Panthère de Cartier, белое золото 18 карат, 2 сапфира, 2 изумрудных глаза, 36 точек из оникса, 1 носик из оникса, 2 бриллианта огранки «кушон» общим весом 1,02 карата и 470 бриллиантов круглой огранки общим весом 3,24 карата.

Однако еще больших успехов она смогла добиться в ювелирном мире, после того как в 1933 году стала креативным директором Cartier. К тому моменту Луи, как и все мужчины, не смог устоять и в конце концов сдался…сдался перед требованиями и планами семьи – вынужденно женился на венгерской аристократке (брак, кстати, был несчастливым). Но личные расхождения нисколько не влияли на его бизнес-хватку: расставшись с Жанной, он не только не уволил ее, но даже повысил, по достоинству оценив ее видение будущей моды на ювелирные украшения.

Естественно, что пребывая на этом посту, в первую очередь Жанна зорко следила за успехами любимого символа – хищной пантеры. С ее легкой руки роскошная кошка буквально воцарилась в империи Cartier: ее изображения встречались на сумочках, брошах, колье, портсигарах и т.п. Однако в тот период знаменитая пантера все еще существовала в рамках двухмерного пространства. Новый объемный формат она приобрела уже после второй мировой войны.

И опять исключительно благодаря Жанне Туссен: будучи любительницей желтого золота, ярких, массивных восточных украшений с обилием драгоценных камней, она предпочитала объем. К тому же и эпоха была очень подходящей: уставшие за годы войны от многочисленных лишений женщины жаждали красоты, а простая, однотонная одежда как нельзя лучше располагала к появлению моды на массивные, объемные украшения.

Кроме того, благодаря своему участию в столь трагичных событиях, женщины также впервые осознали свою силу и не хотели возвращаться к старым ролям второго плана, - они хотели жить полной жизнью, взять от нее все.

Ответом Жанны Туссен и Cartier на подобные чаянья прекрасной половины человечества стало появление первой полностью трехмерной пантеры – в 1948 году роскошная золотая кошка впервые заявила о себе, вальяжно растянувшись на огромном изумруде в 90 карат. Это была брошь, заказанная герцогом Виндзорским для своей жены – Уоллис Симпсон.

Брошь «Пантера», Cartier, из желтого золота и черной эмали с изумрудом в 90 карат,  создана для герцогини Виндзорской в 1948 году
Брошь «Пантера», Cartier, из желтого золота и черной эмали с изумрудом в 90 карат, создана для герцогини Виндзорской в 1948 году

Уже в следующем году Уоллис Симпсон заказала вторую аналогичную брошь – на этот раз шкура пантеры отливала холодным блеском платины и бриллиантов, а ее агрессивный оскал выглядел как прямая угроза любому желающему покуситься на огромный сапфировый шар в 152 карата…

Брошь в виде пантеры,Cartier, 1949 год, паве из сапфиров, белых и желтых бриллиантов. Пантера восседает на сапфировом кабошоне весом 152,35 карата
Брошь в виде пантеры,Cartier, 1949 год, паве из сапфиров, белых и желтых бриллиантов. Пантера восседает на сапфировом кабошоне весом 152,35 карата

С этого момента началась настоящая пантеромания: сердца новых храбрых, сильных женщин, готовых бросить вызов условностям, оказались в плену угрожающего очарования большой кошки. Не только они, но и мужчины видели значение этого образа, ставшего своеобразным ювелирным символом послевоенного мира и открыто возвестившем о растущей независимости женщин, независимости, от которой они не смогут отказаться уже никогда, подобно диким хищным кошкам.

Какой-то журналист даже назвал брошь с изображением пантеры «атомной бомбой», лежащей в витрине магазина Cartier.

Однако мода и нравы меняются, а в мире прекрасной половины человечества вообще не существует ничего долговечного, особенно применительно к понятию красоты. Эйфория 1950-х годов вскоре сменилась лаконичностью и геометричностью 1960-х, а затем наступил хаос стилей и направлений, стремящийся как можно быстрее и полно насытить вечно алчущее общество всеобщего потребления…

В таком круговороте удалось уцелеть лишь единичным символам и образам, которые смогли остаться востребованными и желанными. Одним из них до сих пор остается пантера Cartier.

Конечно, подобно окружающему миру ее воплощение менялось от нарочитой реалистичности хищной кошки, пока еще неагрессивной, но все-таки опасной, в 1950-е гг., до игривой, яркой кошечки, чьи движения наполнены мягкостью и плавностью в 1970-1980егг. Оно меняется и трансформируется до сих пор.

Широкий браслет-манжета и колье-воротник из желтого и белого золота из коллекции Nouvelle Joaillerie Égypte, Cartier, 1988 год
Широкий браслет-манжета и колье-воротник из желтого и белого золота из коллекции Nouvelle Joaillerie Égypte, Cartier, 1988 год

Это тем более примечательно, учитывая, что с 1970-х гг. пантера Cartier отправилась в «вольное плаванье» – именно в этот период ювелирный бренд лишился талантливой Жанны Туссен. Однако это отнюдь не значит, что знаменитая «La Panther» также оставила Cartier: ее дух, сила и гибкость ее характера, ее смелые дизайнерские идеи, ее эксцентричность и любовь к красоте до сих пор буквально пронизывают коллекции этого ювелирного бренда, ставшего во многом благодаря ей таким востребованным и желанным.

Браслет Panthère de Cartier из белого золота, оникса и бриллиантов классической огранки с изумрудным ушком. Мотив пантеры стилизован, шкура и пятна становятся графическими. 2014 год.
Браслет Panthère de Cartier из белого золота, оникса и бриллиантов классической огранки с изумрудным ушком. Мотив пантеры стилизован, шкура и пятна становятся графическими. 2014 год.

Сегодня пантеры Жанны Туссен по-прежнему сохраняют гордое имя главного символа Cartier, меняются лишь их повадки и обличья: из года в год пантер в мире Cartier становится все больше – помимо леопардов или собственно пантер, появляются тигры, львы и ягуары, а их воплощения в угоду современным вкусам с одной стороны становятся все более смелыми и агрессивными, а с другой – более гибкими, чувственными и соблазнительными.

Фигурные часы, Cartier из белого золота, сапфиров, изумрудов, оникса и бриллиантов.  Прыгая, пантера устремляется к корпусу часов, словно привлеченная его драгоценностью. Впечатление от движения передается каждой деталью ее анатомии. 2018 год.
Фигурные часы, Cartier из белого золота, сапфиров, изумрудов, оникса и бриллиантов. Прыгая, пантера устремляется к корпусу часов, словно привлеченная его драгоценностью. Впечатление от движения передается каждой деталью ее анатомии. 2018 год.

Так, еще в 2005 году появился новый дизайн кольца, передающий силу, агрессию, динамичность и независимость хищной кошки в виде переплетения строгих линий и геометрических фигур. Напряженные мускулы, плотно прижатые уши, раскрытая в угрожающем оскале пасть – все это по-прежнему олицетворяло силу и независимость, но, вместе с тем, и нечто новое - тягу к свободе.

Кольцо Panthère de Cartier, 2005 год, из желтого золота, черного лака, перидотов и оникса. Первое появление кошачьих в коллекциях Cartier в стилизованной и ограненной форме, знаменующее начало 21 века.
Кольцо Panthère de Cartier, 2005 год, из желтого золота, черного лака, перидотов и оникса. Первое появление кошачьих в коллекциях Cartier в стилизованной и ограненной форме, знаменующее начало 21 века.

Последнее устремление стало главным лейтмотивом в жизни и творчестве современного общества, запертого в тесных коморках офисов и серых, душных мегаполисах, живущих скучной, однообразной жизнью… Свобода, истинная и полная, во всех ее проявлениях стала самым желанным достижением для большинства людей… И образ пантеры, как оказалось, опять-таки может это желание отразить…

Браслет PANTHÈRE DE CARTIER, 2018 г. Желтое золото, черная яшма, изумруд, оранжевые бриллианты.
Браслет PANTHÈRE DE CARTIER, 2018 г. Желтое золото, черная яшма, изумруд, оранжевые бриллианты.

Во истину находка Жанны Туссен оказалась самым блестящим коммерческим достижением в ювелирном мире – по сути единственное, что требуется от современных новых художников-ювелиров и дизайнеров Cartier – это лишь по-новому взглянуть на величественную кошку. И можно быть уверенным, что она обязательно подскажет в каком направлении дальше двигаться и что еще роскошного и опасного можно привнести в мир красоты, чтобы сделать его еще более интересным, динамичным и свободным…

Браслет, Cartier, платина, один сапфир в форме подушки 10,73 карата с Цейлона, сапфировые бусины и пятна, изумрудные капли, изумрудные глаза, оникс, бриллианты классической огранки.
Браслет, Cartier, платина, один сапфир в форме подушки 10,73 карата с Цейлона, сапфировые бусины и пятна, изумрудные капли, изумрудные глаза, оникс, бриллианты классической огранки.

Справедливости ради стоит отметить, что Cartier это прекрасно понимает в 2014 году ювелирный дом с размахом отметил столетие линии «PANTHÈRE DE CARTIER», представив впечатляющую серию из 56 геометричных колец, браслетов и колье с изображением знаменитой пантеры.

Специально к юбилею Матильдой Лоран, были также разработаны и представлены женские духи - La Panthère Eau de Parfum, аромат которых представляет собой сочетание чистой завораживающей гардении и чувственных нот мускуса. Так, природная сила духа, хищная энергия и агрессивная, пленительная красота пантеры получили новое воплощение…

Кто знает, какой трансформации подвергнется образ величественной кошки в будущем, вот только вряд ли он когда-нибудь исчезнет из мира Cartier, ведь он смог воплотить сразу все: силу и изменчивость женской природы, грацию и изящество, роскошь и экзотику, любовь и свободу.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Первая часть статьи - Мир Cartier: возникновение ювелирной империи.