Кинематографичная картинка придаёт твоей работе художественный оттенок и знакомое зрителю восприятие. Не знаешь как добиться этого?
Тогда давай вместе разберёмся в топ-принципах киношной картинки.
Что делает картинку киношной?
Понимание киношности находится на чувственном уровне. То есть сформулировать словами сложно, а понять на деле — раз плюнуть.
Тогда давай переформулируем вопрос: что такого особенного в киношной картинке и почему мы к ней стремимся?
Думаем, ты согласишься, что на киношную картинку смотреть интереснее. У неё есть объём, атмосфера, настроение и художественный оттенок.
Выходит, что всё дело в зрительском интересе. Он является мотиватором для киноделов, которые стараются в кинематографичность.
Расстановка объектов
Положение актёров, предметов интерьера и ключевых вещей — это акценты для лучшего понимания месседжа.
Кинодел как бы говорит: "эй, зритель, смотри сюда". И зритель смотрит, ожидая от картины визуального ответа на вопрос: "а зачем я смотрю сюда?".
Этим ожиданием киноделы умело управляют, выделяя для зрителя важное и ведя его по нужному пути.
Классическое правило третей поможет тебе с грамотной композицией в кадре. Раздели пространство на три вертикальные и горизонтальные части и помести объект в точке пересечения.
Так ты сделаешь расположение объектов в кадре не только правильным, но и комфортным для восприятия зрителя.
Аутентичность
Бывало такое, что ты идёшь по улице и видишь классный кадр своими глазами? В этот момент картинка становится киношной даже без камеры и экрана.
Она такая, потому что настоящая: без пересветов, цветных шумов, сильного контраста или неправильного покраса. Приближённость картинки к реальности позволяет зрителю полностью в неё погрузиться и забыть о факте просмотра фильма.
Гиперболизация
К натуральности добавляется эстетический аспект. Люди всегда стремились к чему-то красивому и гармоничному. Причём эти дополнения вовсе не рушат погружение в картину, а наоборот ориентируют зрителя в её пространстве.
Вот классические атрибуты киношной картинки:
- Размытый фон: помогает отделить героев картины от окружения.
Приём боке требует определённых настроек.
Допустим, ты используешь объективы с фиксированным фокусным расстоянием в 24мм F1.4, 85мм F1.4 или 135мм F.4. Раскрой диафрагму до f2 или F1.4. Тогда при фокусировке объект останется в фокусе, а всё остальное будет заблюрено.
Вспомни культовую сцену первой встречи Ганнибала Лектера и Клариссы. Ты сразу осознаешь всю силу размытия фона.
- Каше или экранные полосы: делают восприятие картинки широкоформатным.
Да, не все фильмы сейчас пользуются леттербоксингом. Но это по-прежнему работает.
Так что если тебе кажется, что не хватает кинематографичности, то просто добавь чёрные полосы. Так зритель будет думать, что смотрит видео в киношном формате.
- Световые схемы: источники света не только освещают объект, но и придают ему объём.
Стандартная схема — трёхточечная. Она использует три источника освещения: рисующий, заполняющий и контровой.
- Рисующий — даёт большую часть света в кадре. Его размещают на 45±15° выше и правее/левее от объекта. Подробнее о рисующем свете можешь почитать тут.
- Заполняющий — мягкий свет. Он как бы заполняет тени объекта и придаёт ему объём. Обычно его помещают сбоку, напротив рисующего света.
- Контровой свет — подсветка сзади. Он используется для отделения контура объекта от фона. Ставится на близком расстоянии от объекта.
- Цветокор: соединяет цвета кадра в гармоничное сочетание.
Цветокоррекция бывает первичной и вторичной:
- Первичный цветокор нужен для основной регулировки цвета. Результат — нейтральная картинка и устранение всяких артефактов и прочих недостатков.
- Вторичную цветокоррекцию проводят для настройки отдельных частей изображения. Подробнее о ней ты можешь узнать в этом посте.
Работа камеры
Про настройки
Важны и сами настройки камеры вкупе с её движениями.
В статье про чересстрочную развёртку мы подробно разобрали влияние FPS на восприятие зрителя. В этом же посте есть и про слоу-мо, который довольно широко используют в фильмах.
Не забывай и про соотношение сторон. Это стандартные 2.35:1 или 21:9. Есть даже специальный сервис Flexclip, который поможет тебе с подгонкой соотношения под киношные стандарты.
Про движение
При помощи движения камеры ты даёшь понимание пространства кадра: чем дальше объекты, тем медленнее они двигаются и наоборот.
Маркер любительского кино — отсутствие стабилизации. Это не значит, что кадры с тряской обязательно сняты любителем. Мы говорим о тех моментах, когда контекст не предполагает лишних движений камеры. Поэтому старайся использовать стабилизатор или стабилизировать кадры на посте.
Соединим два вышеперечисленных пункта и получим плавные проездки камеры. Если тебе нужно показать трёхмерность картинки, то лучше способа не найти.
Отлично работает в сочетании с глубиной резкости.