Найти в Дзене
Something new

Что будет, если молния ударит в самолет?

Как вы думаете, что происходит с самолетом когда в него попадает молния? Меня уже несколько человек спросило об этом. И несмотря на то, что в интернете куча информации о таком, я решил её максимально структурировать и сделать об это небольшую статью. Думаю будет полезно знать, насколько страшны удары молнии, когда вы в небе и что после этого должно происходить. Для начала стоит отметить, что попадание молнии в самолёт не такое уж редкое явление, хотя бы раз в два года многие авиалайнеры сталкиваются с таким, однако как правило к серьёзным последствиям это не приводит. Согласно некоторым данным, всего лишь 3/10 происшествий происходит из-за удара молнии. Современные авиалайнеры спроектированы так, что должны выдерживать подобные инциденты, и безопасно продолжать полет. Для этого предусмотрено несколько степеней защиты: Сейчас всё больше самолётов производится с использованием композитных материалов, которые не проводят ток. Но и там это учтено, на них наносится специальный токопров
Оглавление

Как вы думаете, что происходит с самолетом когда в него попадает молния? Меня уже несколько человек спросило об этом. И несмотря на то, что в интернете куча информации о таком, я решил её максимально структурировать и сделать об это небольшую статью.

Думаю будет полезно знать, насколько страшны удары молнии, когда вы в небе и что после этого должно происходить.

Для начала стоит отметить, что попадание молнии в самолёт не такое уж редкое явление, хотя бы раз в два года многие авиалайнеры сталкиваются с таким, однако как правило к серьёзным последствиям это не приводит. Согласно некоторым данным, всего лишь 3/10 происшествий происходит из-за удара молнии.

Современные авиалайнеры спроектированы так, что должны выдерживать подобные инциденты, и безопасно продолжать полет.

Для этого предусмотрено несколько степеней защиты:

  • Во-первых сама обшивка самолёта изготовленная из алюминиевых сплавов отлично проводит ток, поэтому молния идёт именно по ней, не задавая пассажиров. Ток течет по пути наименьшего сопротивления и ему просто энергетически не выгодно заходить внутрь, максимум точка входа и выхода могут оправиться и обуглиться, ведь сила тока может достигать 200 тысяч ампер, но после этого самолёт сможет лететь дальше.
-2

Сейчас всё больше самолётов производится с использованием композитных материалов, которые не проводят ток. Но и там это учтено, на них наносится специальный токопроводящий слой, так что и в этом случае молния не проблема.

  • Во-вторых корпус самолёта работает как клетка Фарадея, внутрь неё не может попасть не только электрический ток, но и электрическое поле - что очень важно, ведь настолько большой ток молнии создает вокруг себя хоть и кратковременное, но довольно-таки сильное электромагнитное поле, которое может вывести из строя оборудование самолёта.
-3

Навигационные приборы, связь, автопилот, самописцы и так далее. Особо чувствительную аппаратуру и проводку ещё дополнительно экранируют, оборачивают в металлическую сетку, в фольгу, помещают в проводящий корпус.

-4

И работает это просто, внешнее электрическое поле так перераспределяет заряды в клетке Фарадея, что они создают ещё одно поле, причём полностью противоположное первоначальному, так что они компенсируют друг друга и внутри поля нет. Как видите довольно простая но эффективная электростатическая защита.

  • В-третьих из-за трения о воздух на корпусе накапливается большой электростатический заряд, потенциал может достигать нескольких сотен тысяч вольт, и молнии как раз таки часто бьют в такие заряженные тела. Чтобы этого избежать, на законцовках крыла устанавливают специальные электростатические разрядники - это можно сказать маленькие громоотводы. В полёте с них стекает лишний заряд - что уменьшает вероятность попадания молнии.
-5
  • В - четвертых, даже если молния пройдёт по топливным бакам то пожара не будет, дело в том что само по себе топливо не огнеопасно горят именно его пары, кстати именно по этой причине полностью заполненная канистра менее опасна чем полупустая. В самолёте по мере выработки топлива баки заполняются специальным газом: азотом или углекислотой. Так что поджечь современной авиалайнер молния не может.
  • Ну и в-пятых, в каждом самолёте установлен погодный радар. Сканируя пространство СВЧ излучением, используя эффект Доплера, изменение поляризации, затухание волн, он строит полную метеорологическую картину перед самолетом.
-6

Так что пилоты знают где сейчас грозовые тучи какой стороны их лучше обойти.

Кстати гроза больше опасна не ударом молнии, а сильными восходящими и нисходящими потоками воздуха, которые могут даже разрушить самолет.

Но в любом случае обходя непогоду стороной, пилоты хоть и не до нуля, но сильно уменьшают риск попадания молнии.

Как видите, продумано многое и аварии из-за грозы это исключительный случай, история авиации это череда проб и ошибок и мы обладаем настолько богатым опытом, что знаем практически всё, что нужно сделать чтобы катастрофа не произошла, поэтому каждый случай когда это всё-таки случается невероятно шокирует.

Причины могут быть разными: недочёты при проектировании самолета, некачественная сборка недосмотр при плановом обслуживании, в любом случае цена всех этих ошибок слишком высока и они не должны оставаться не исправленными.

И кто бы что ни говорил, для современного самолёта молний не должны представлять реальной угрозы, и надеюсь в дальнейшем это будет именно так.

Понравилась статья? Почитай еще, у меня полно всякого интересного!) Спасибо за то что дочитал эту статью!