Итак, в прошлый раз мы рассмотрели основные типажи тренеров: авторитарный, либеральный, демократичный. Каковы их стили и мотивы. А так же за счет чего они подымают свой авторитет. При выборе тренера для своего ребенка, всегда нужно учитывать темперамент будущего тренера и спортсмена. На юного спортсмена нужно накричать, что бы он начал работать в 3 раза лучше или же кричать нельзя, а нужно похвалить и повысить его самооценку. С ним нужно много говорить наедине, либо он предпочитает короткие и сухие фразы при всех. Всё это очень важно учитывать при выборе наставника. Ну а мы продолжаем разбирать модели тренеров.
- Тренер-судья
Он постоянно оценивает спортсменов вместо того, что бы научить их. Когда игрок ошибается, этот тренер обвиняет его, а не объясняет, как исправить ошибку. ("Почему ты не можешь сделать правильно!", "Кто всё испортил?", "Из за твоей ошибки ты всё испортил и проиграл") Если спортсмены всё делают правильно, тренер хвалит их, но он не знает, как развивать их навыки дальше. Постоянные оценочные суждения, даже если они иногда позитивны, вызывают у спортсменов чувство неуверенности.
- Тренер, которому не верят
Этот тренер никогда не признает свои ошибки, обнаруживает, что спортсмены относятся к нему без должного уважения, потому что он сам никогда не демонстрирует уважение к спортсменам. Он часто не сдерживает обещание и не держит слово. Он считает, что знает о спорте больше, чем есть на самом деле, и он очень эгоистичный. Когда он говорит, это больше напоминает нотацию, чем объяснение тренера, и спортсмены его не слушают, потому что его слова для них ничего не значат. Этот тренер не понимает, что уважение нужно заслужить и что по приказу никто уважение демонстрировать не будет, Поэтому спортсмены ему не верят.
- Разговорчивый тренер
Это самый разговорчивый человек на земле. Во время тренировок он постоянно дает указания, и если во время соревнований он не выкрикивает советы спортсменам на всю площадку, то что то бормочет сам себе. Он так погружен в разговоры, что у него не остается времени выслушать спортсменов. Ему не приходит на ум, что спортсмены, возможно тоже хотят ему что то сказать.
- Неумелый тренер
Он просто не понимает как действует принцип закрепления навыков. Хотя он часто хвалит спортсменов, но при этом закрепляет неправильное поведение в неправильные моменты. Если он сталкивается с нарушением дисциплины, то либо вообще не замечает, либо наказывает за него излишне сурово.
Итак, мы разобрали все стили тренерского дела. Зачастую, тренер не может обладать только одним лишь типажом, а захватывает их сразу несколько. Например: Тип: авторитарный, стиль: тренер-скала, тренер-ученый, тренер-семь пятниц на неделе.
Так же наставник в определенные моменты может вести себя совершенно по другому. Например на соревнованиях это авторитарный тип, а на тренировках демократичный.
Очень важно что бы тренер был влюблен в свою работу, у такого человека вырастает поколение победителей. И я так же считаю, что тренер должен обладать следующими качествами:
- Быть честным и вежливым
- Быть справедливым и надежным
- Отвечать за себя и за спортсменов
- Быть компетентным
- Проявлять заботу о спортсменах
- Быть образцовым гражданином
- Уважать культурные и национальные различия