Найти тему

Разбор двух самых «провальных» заданий ЕГЭ по русскому языку! Как их решать?

По статистике портала 4ЕГЭ, есть задания, которые правильно выполняют меньше половины детей. Это задания из тестовой части под номерами 12 и 23. Если честно, мы думали, что одним из самых сложных будет задание 8, где нужно соотносить тип ошибки и саму ошибку! Но нет – с этим заданием справляются больше 70 % детей.

В статье мы приведём примеры двух трудных заданий и объясним, на что обращать внимание.

12-е задание, его делают правильно около 42 % детей

Пример заданияпортала «Решу ЕГЭ»):

-2

Что проверяет это задание. Знает ли ребёнок, как пишутся личные окончания глаголов и суффиксы причастий.

Что надо знать:

– Что такое личная форма глагола. Это глагол в любой форме, кроме инфинитива (читаю, читает, читают – личные формы глагола).

– Что такое спряжение и как его определить. У глаголов есть 1-е и 2-е спряжение. От спряжения зависит, какие окончания в личных формат глагола писать. А также то, какие суффиксы присоединяются к причастию – -ащ-/-ящ- (для 1-го спр.) или -ущ-/-ющ- (для 2-го спр.).

– Когда написание суффикса причастия или деепричастия не зависит от спряжения глагола. Например, в причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- (предвидевший, выслушавший). Написание подчёркнутых гласных перед суффиксом -вш- зависит не от спряжения, а от инфинитива.

-3

Запомните! Когда вы видите причастие прошедшего времени (слова типа выгор..вший, сдел..вший и т. д.) и хотите определить, какую гласную вставить, возьмите начальную форму глагола. Пример рассуждения: Выгор..вший → выгореть → выгоревший.

Какой тут правильный ответ? Одна и та же буква пропущена в рядах под номерами 1, 3 и 5.

Ряд 1. Предвид..вший → предвидеть → предвидевший. Незыбл..мый – непроверяемое написание, так как образовано от причастия архаичного глагола ЗЫБАТЬ (колыхать). Написание придется запоминать.

Ряд 2. Противореч..щий → противоречить – 2-е спряжение → противоречащий (у глаголов 2-го спр. в причастиях настоящего времени пишутся суффиксы -ащ-/-ящ-). Выслуш..вший → выслушать → выслушавший.

Ряд 3. Щебеч..щий → щебетать – 1-е спряжение → щебечущий (у глаголов 1-го спр. пишутся суффиксы -ущ-/-ющ-). (Они) клокоч..т → клокотать – 1-е спряжение → они клокочут (-ут – окончание 1-го спр.)

23-е задание, его делают правильно около 49 % детей

Пример заданияпортала «Решу ЕГЭ»):

-4

Что проверяет это задание. Знание ребёнком типов речи.

Что надо знать. Что такое типы речи, какие они бывают и как определить каждый из них в тексте.

Звучит несложно, но подвох в том, что типы речи могут смешиваться. Они довольно редко встречаются в чистом виде, и ребёнку может попасться неоднозначный фрагмент текста. Он будет сидеть и совершенно справедливо думать: «Тут вроде и описание, и повествование. Что мне выбрать?».

Всего типов речи три: описание, повествование и рассуждение. Если не вдаваться в подробности, то вот чем они характеризуются:

  • Повествование – рассказ о том, что происходило, происходит или будет происходить.
  • Описание – описание обстановки, окружающего пространства.
  • Рассуждение – размышления, полемика на какую-то тему.

Какой тут правильный ответ? Приведём фрагменты текста, к которому относится это задание:

-5

1-е утверждение неверное, потому что в предложениях 4 и 5 содержится повествование, а не описание.

-6

2-е утверждение тоже неверное, потому что вместо рассуждения в предложениях 22−23 повествование.

В бланк ребёнок выпишет только верные утверждения: 3, 4, 5.

-7

Вот мы и разобрали задания, которые большинство выпускников 2020 года выполнили неверно. Всё дело не в их сложности, а в том, что в них есть небольшие загвоздки. Также не забывайте, что в этих вопросах несколько вариантов ответа! Пусть ребёнок держит в голове эти нюансы, и тогда он точно справится с ЕГЭ по русскому на «ура»!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц