По статистике портала 4ЕГЭ, есть задания, которые правильно выполняют меньше половины детей. Это задания из тестовой части под номерами 12 и 23. Если честно, мы думали, что одним из самых сложных будет задание 8, где нужно соотносить тип ошибки и саму ошибку! Но нет – с этим заданием справляются больше 70 % детей.
В статье мы приведём примеры двух трудных заданий и объясним, на что обращать внимание.
12-е задание, его делают правильно около 42 % детей
Пример задания (с портала «Решу ЕГЭ»):
Что проверяет это задание. Знает ли ребёнок, как пишутся личные окончания глаголов и суффиксы причастий.
Что надо знать:
– Что такое личная форма глагола. Это глагол в любой форме, кроме инфинитива (читаю, читает, читают – личные формы глагола).
– Что такое спряжение и как его определить. У глаголов есть 1-е и 2-е спряжение. От спряжения зависит, какие окончания в личных формат глагола писать. А также то, какие суффиксы присоединяются к причастию – -ащ-/-ящ- (для 1-го спр.) или -ущ-/-ющ- (для 2-го спр.).
– Когда написание суффикса причастия или деепричастия не зависит от спряжения глагола. Например, в причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- (предвидевший, выслушавший). Написание подчёркнутых гласных перед суффиксом -вш- зависит не от спряжения, а от инфинитива.
Запомните! Когда вы видите причастие прошедшего времени (слова типа выгор..вший, сдел..вший и т. д.) и хотите определить, какую гласную вставить, возьмите начальную форму глагола. Пример рассуждения: Выгор..вший → выгореть → выгоревший.
Какой тут правильный ответ? Одна и та же буква пропущена в рядах под номерами 1, 3 и 5.
Ряд 1. Предвид..вший → предвидеть → предвидевший. Незыбл..мый – непроверяемое написание, так как образовано от причастия архаичного глагола ЗЫБАТЬ (колыхать). Написание придется запоминать.
Ряд 2. Противореч..щий → противоречить – 2-е спряжение → противоречащий (у глаголов 2-го спр. в причастиях настоящего времени пишутся суффиксы -ащ-/-ящ-). Выслуш..вший → выслушать → выслушавший.
Ряд 3. Щебеч..щий → щебетать – 1-е спряжение → щебечущий (у глаголов 1-го спр. пишутся суффиксы -ущ-/-ющ-). (Они) клокоч..т → клокотать – 1-е спряжение → они клокочут (-ут – окончание 1-го спр.)
23-е задание, его делают правильно около 49 % детей
Пример задания (с портала «Решу ЕГЭ»):
Что проверяет это задание. Знание ребёнком типов речи.
Что надо знать. Что такое типы речи, какие они бывают и как определить каждый из них в тексте.
Звучит несложно, но подвох в том, что типы речи могут смешиваться. Они довольно редко встречаются в чистом виде, и ребёнку может попасться неоднозначный фрагмент текста. Он будет сидеть и совершенно справедливо думать: «Тут вроде и описание, и повествование. Что мне выбрать?».
Всего типов речи три: описание, повествование и рассуждение. Если не вдаваться в подробности, то вот чем они характеризуются:
- Повествование – рассказ о том, что происходило, происходит или будет происходить.
- Описание – описание обстановки, окружающего пространства.
- Рассуждение – размышления, полемика на какую-то тему.
Какой тут правильный ответ? Приведём фрагменты текста, к которому относится это задание:
1-е утверждение неверное, потому что в предложениях 4 и 5 содержится повествование, а не описание.
2-е утверждение тоже неверное, потому что вместо рассуждения в предложениях 22−23 повествование.
В бланк ребёнок выпишет только верные утверждения: 3, 4, 5.
Вот мы и разобрали задания, которые большинство выпускников 2020 года выполнили неверно. Всё дело не в их сложности, а в том, что в них есть небольшие загвоздки. Также не забывайте, что в этих вопросах несколько вариантов ответа! Пусть ребёнок держит в голове эти нюансы, и тогда он точно справится с ЕГЭ по русскому на «ура»!