Найти тему
Первые впечатления

Майк Моран о работе с Фредди Меркьюри

Его неоднократно спрашивали о Фредди Меркьюри. И он каждый раз отвечал: «Фредди был моим хорошим другом». В 2018 году интернет-портал We Are Cult опубликовал фрагмент воспоминаний известного продюсера и музыканта Майка Морана, приурочив выпуск к 30-летию знаменитого альбома «Barcelona», который стал итогом сотрудничества Меркьюри с Монтсеррат Кабалье.

Майк Моран
Майк Моран

«Я познакомился с Фредди, когда присоединился к работе над мюзиклом "Time", придуманного Дэйвом Кларком, - вспоминает Моран. - Постановка шла около двух лет в лондонском театре "Dominion". Дэйву удалось объединить по-настоящему уникальных и одаренных людей, которым он доверил создание саундтрека. Даже если я назову только имена Стиви Уандера и Клиффа Ричардса, станет понятно, какая команда работала над проектом. Потом Дэйв сообщил, что вскоре к нам должен присоединиться Фредди Меркьюри. Меня это очень сильно удивило. Я привык считать Фредди неотъемлемой частью Queen, поэтому не мог его представить с другими музыкантами. Однако это было лишь досадное предубеждение. Мы записали с ним две замечательные песни ("Time" и «In My Defence»), когда обнаружили, что у нас много общего. Нам было очень комфортно работать.

После окончания "Magic Tour" Queen Фредди обратился ко мне со словами: «У меня появилась парочка интересных идей, не хочешь присоединиться ко мне?» Кажется, я даже не успел ответить, а он уже: «Я давно хочу спеть "The Great Pretender", но с Queen это очень сложно сделать». Мне самому нравилась эта песня, которая обещала стать чем-то иным в исполнении Фредди. Её мы довольно быстро записали в моей студии. Мы же стали и продюсерами, и, вероятно, это был лучший способ для развития нашей дружбы. Нам всегда удавалось вдохновлять друг друга.

С Фредди Меркьюри
С Фредди Меркьюри

Однажды Фредди сказал: «В настоящий момент я свободен как птица, а соседняя студия как раз освободилась… Хочешь узнать, что из этого получится?» Потом он рассказывал, как во время "Magic Tour" испанские журналисты спросили, есть ли у него любимая певица. «Монтсеррат Кабалье», - честно ответил Фредди. Однако это очень многих шокировало! Они просто не могли поверить, что рок-певец, поп-звезда интересуется оперной сценой. Но в этом случае Фредди был как никогда искренен. Он действительно считал Монтсеррат одной из лучших певец всех времен. Но с ней он бы никогда не встретился без помощи Пино Салиокко, итальянца, который и сейчас живет в Барселоне. Именно он занимался организацией гастролей Queen в Испании. Он быстренько связался с Карлосом Кабалье, которому сказал: «Посмотрите, что Фредди Меркьюри думает о вашей сестре!» Через некоторое время мне позвонил Фредди, который находился в приятном возбуждении. Он затараторил: «Монтсеррат хочет со мной встретиться. Она будет меня ждать в отеле "Ritz" в Барселоне. Я вылетаю туда на следующей неделе!» «Удачно вам провести время», - напутствовал я. «Ты тоже едешь!» - воодушевленно заверил он. Так я узнал, что еду в Барселону, где встречусь с величайшей артисткой Монтсеррат Кабалье.

Но сначала необходимо было придумать песни, которые мы смогли бы показать певице. Тогда мы сочинили две песни – "Exercises In Free Love" и "The Fallen Priest", которые, впрочем, были очень далеки от того вида, который потом приняли на диске. Как-то утром я сказал Фредди: «Сыграй что-нибудь на фортепиано. Это поможет нам двигаться дальше». В результате появилась песня "Guide Me Home", которую Фредди решил исполнить фальцетом. Результат нам обоим понравился.

Фредди был впечатлен знакомством с Монтсеррат Кабалье
Фредди был впечатлен знакомством с Монтсеррат Кабалье

В начале нам казалось, что Монтсеррат – настоящая примадонна, к которой требовался особый подход и чуткое отношение. Как можно сломать этот лед? – в волнении гадали мы. «Попробуй рассмешить её», - посоветовал я Фредди. Удивительно, как быстро они поладили. У Монтсеррат было отличное чувство юмора, легкий характер, хотя иногда она казалась какой-то далекой. И ей очень льстило все это окружающее внимание.

Кто-то попросил меня поставить кассету с записями Фредди. После первого прослушивания Монтсеррат неожиданно замолчала. «Не понравилось», - с грустью подумал я. Конечно же, я видел, как Фредди напрягся. Однако через несколько минут певица заговорила. Она признавалась, что не ожидала ничего подобного, и все, что делает Фредди - истинное искусство. Фредди, казалось, мог слушать это бесконечно, впервые не находя нужных слов на ответные комплименты. В тот момент он был похож на счастливого кота, который смотрит на любимое лакомство. Он просто улыбался и говорил: «Чудесно». Кассету прокручивали снова и снова, отмечая вслух самые удачные моменты. «Ты написал это ради меня…» - по-прежнему удивлялась Монтсеррат. Тогда же она решила, что исполнит одну из песен Фредди на своем концерте в Ковент-Гарден, который должен был состояться через три недели. «А ты будешь играть на рояле», - обратилась она ко мне. И в этом случае мне совершенно не хотелось спорить. Вскоре я уже аккомпанировал Монтсеррат, когда она пела "Exercises In Free Love". В зале было более трех тысяч зрителей, которые после окончания песни принялись восторженно хлопать. Сложно сказать, что в этот момент чувствовал Фредди, который присутствовал в зале. Позже он говорил, что это внимание Монтсеррат его очень смутило. Думаю, именно так все и было.

Майк Моран с Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье
Майк Моран с Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье

Когда-то речь шла только об одной песне. Монтсеррат несколько раз звонила Фредди, интересуясь, как у него идет работа. Я говорю о песне "Barcelona", прекрасном гимне Каталонии. Если Монтсеррат приезжала в Лондон, обязательно находила время для работы в студии. Постепенно она записала все свои партии для новой песни. «Почему бы нам не записать полноценный альбом?» - спросила она у Фредди. Так мы начали работать над удивительной пластинкой, где впервые сошлись рок и опера.

Тексты многих песен были довольно сложными. Фредди не хотел разочаровать Монтсеррат, поэтому нередко работал семь дней в неделю. Это было очень напряженное время. Когда мы работали над песней "The Fallen Priest", Фредди со смехом признал: «Не знаю, как ты, но меня полностью поглотила лирика! Но нам нужны и другие идеи!» И далее: «Ты знаешь Тима Райса?» После этого мы позвонили ему. В общих чертах мы разъяснили ему концепцию альбома, и он был впечатлен нашей смелостью и масштабом проекта. Тим быстро подключился к работе. Все шло хорошо, но некоторые сложности вызывала занятость Монтсеррат. Её время было расписано по минутам, поэтому она не могла позволить себе долгие часы записи, на которые рассчитывал Фредди. Однако певица привыкла именно к такому режиму, когда на запись песни уходило всего несколько часов. Но Монтсеррат невероятно удачно использовала свое время, поэтому проблем с этим не возникало.

Для песни "How Can I Go On" требовалось участие басиста, и Фредди решил пригласить Джона Дикона. Тот с удовольствием откликнулся на его просьбу. Джон оказался прекрасным парнем, который очень тонко чувствовал свою гитару. Другие участники Queen не принимали участие в проекте. Хотя потом я сотрудничал и с ними. Какое-то время я играл в группе The Cross Роджера Тейлора, а однажды даже поучаствовал в записи сольного альбома Брайана. И мне особенно приятно осознавать, что в процессе создания альбома "Innuendo" они решили включить в него одну из первых песен, которую мы с Фредди написали для его сольной пластинки. Я имею в виду песню "All God's People", которая немного преобразилась под воздействием энергии Queen. Думаю, что этот диск стал одним из лучших в творчестве группы.

С Брайаном Мэем
С Брайаном Мэем

Во время записи альбома "Barcelona" я не мог даже предположить о том, что Фредди серьезно болен. О чем-то я начал догадываться несколько позже, но с Фредди мы никогда не говорили об этом. Брайан, Роджер и Джон потом признавались, что отказывались верить в происходящее, как, впрочем, и я, когда меня познакомили с какими-то слухами. Фредди был настолько большим персонажем, что мы просто не могли поверить, что он когда-нибудь исчезнет. Самое печальное было в том, что через год после его кончины медицина достигла определенных высот, благодаря которым Фредди мог быть все еще с нами. Но судьбе было угодно, чтобы он ушел слишком рано. Фредди всегда был полон жизни и больших надежд на будущее. Он работал до самого конца, пел, пока мог стоять на ногах. Он всегда выкладывался на 100%. Это был главный перфекционист в музыке».