Найти тему
Татьяна Костырева

"В ФЕВРАЛЕ ЛЮБОВЬ НАВЬЮЖИЛО"

"Девок, что замуж берут, мужики потом бутузят…", а Толя своей Любушке и слова против не сказал

50 лет назад в 1967 году в таком же ветряном и снежном феврале Люба Пастухова приехала в Арти в гости к сродной сестре Лиде. Её муж, Толя Серебренников, лишь взглянув на гостью, решил беспромедлительно вызвать своего друга Анатолия Чебыкина на смотрины. Тот, не заставив себя ждать, явился во всей красе - на нём была военная форма. Молодой парень лишь недавно вернулся из армии, где служил радистом в авиационных войсках. Русоволосый солдатик Любе не понравился, но в кино с ним сходила. На этом свидания закончились, девушка вернулась домой к родителям в д. Конёво.

Любушка со школьной поры активно участвовала в деревенской клубной самодеятельности: плясала и пела. Конёвский коллектив частенько выезжал с концертами по другим деревням. И в одну из суббот, вернувшись с гастролей, молодая артистка с удивлением обнаружила у себя дома сватов. Ошарашенная таким поворотом дела, Люба, промёрзшая на холоде и прижавшаяся к печке, ни с того ни с сего брякнула:

"Девок, что замуж берут, мужики потом бутузят. Если слово дашь, что бить не будешь, то выйду за тебя". Анатолий слово дал. Всё, деваться некуда - сыграли свадьбу. Видно не зря в народе говорят: "Всякая невеста для своего жениха родится".

- Словно один миг пролетели годы, - говорит Любовь Викторовна Чебыкина, - всякое было в жизни, но память хранит только счастливые и светлые моменты.

Всё было - упрёки, страданье,

разрывы, при этом какие!

Но жду я тебя на свиданье

Сегодня как будто впервые.

(П. Градов)

Толя - человек спокойный, мягкий и терпеливый, - продолжает "золотая" супруга, - я же активная и властная. Он никогда не спорил со мной, во всём поддерживал, что и помогло нам прожить вместе полвека и получить знаки отличия Свердловской области "Совет да любовь". Вырастили дочерей Светлану и Ольгу, имеем два внука и внучку, а теперь нас уж радуют правнучки.

Анатолий Фёдорович, действительно, немногословен, может потому, что детство было не лёгким. Родился в семье раскулаченных. Отец и мать имели в хозяйстве лошадёнку, за что и были сосланы в п. Кирсарай, Тюменской области. Там, в ссылке, родилось у них семеро детей.

Любовь Викторовна росла же вдвоём с братом. Мама, Зоя Емельяновна, проработала всю жизнь дояркой. Папа, Виктор Иванович, восемнадцатилетним мальчишкой воевал на фронтах второй мировой. Был в плену. По возвращении с войны трудился бригадиром в полеводстве, а потом перешёл в трактористы. Родители с утра до ночи были на работе. Брат и сестра, проснувшись утром, находили записку от мамы, где она давала указания по хозяйству. Скотина и огород были на плечах детей. Да и колхозные работы не обходились без них. Лишь выйдут ученики на летние каникулы, их посылают на прополку, потом - на покос, а тут и жатва поспевала. На мехтоке намахались вволю плицами да чатухами. Пока перебрасывают зерно с места на место, устанут, прилягут на кучи с зерном, от тепла, идущего от них и задремлют. Да не поспишь, кладовщик уж теребит: "Вставайте, ребята, работать пора!" По всей осени картошку колхозную копали. Парни вилами подкапывают, девчонки - вырывают, да в кучи стаскивают. Раньше ноября за парты и не садились.

Закончив четыре класса в своей деревенской школе, Люба с ватагой разновозрастных ребят, отправлялась каждое утро пешком в Сажино. Чуть позже для этой цели был выделен трактор.

- Собьёмся в телеге с высокими бортами в кучку, - вспоминает Любовь Викторовна, - а с неба на головы валит снег.

Вспоминается ей и возвращение отца из поездок, когда он всякий раз привозил подушечки "Дунькина радость", и не было ничего вкусней этих слипшихся конфет. Отец вечерами любил брать в руки гармошку. Он играл, мама пела, а ребятишки отплясывали.

Окончив восьмилетку, Люба устроилась учётчицей в полеводческую бригаду. На лошади объезжала колхозные поля и мерила саженью за трактористом, сколько он вспахал. Записывала данные и передавала их управляющему. В 1966 году окончила курсы бухгалтеров и была принята в кассиры совхоза "Ударник". Здесь ей очень помогла бухгалтер Таисья Ефимовна Липина.

В этот - то момент и произошла судьбоносная встреча, обернувшаяся свадьбой. Молодые пожили несколько месяцев в Артях, затем махнули в Таджикистан. Но через год вернулись в Конёво. Здесь как раз пустовало место киномеханика в клубе и Любовь Викторовна, проучившись на курсах, приступила к новому и интересному делу. Анатолий Фёдорович трудился водителем. В этот период молодой муж, возвращаясь по полевым дорогам домой, всегда останавливал грузовик и рвал для любимой ромашки.

Вот я безбожник, а готов молиться,

чтоб горе проходило стороною.

А если суждено ему случиться -

пускай со мной случится, не с тобою!

(П. Градов)

В 1970 году по приглашению председателя профкома совхоза "Манчажский" Владимира Емильяновича Скрипова (родного дяди Любы), супруги переехали в Манчаж, где кочевали с квартиры на квартиру пока не получили своё жильё.

Не страшно, если в доме хлеба - крошка
страшней, когда любви там не бывает.

Здесь Любовь Викторовна продолжила деятельность киномеханика в местном кинотеатре, а в 1976 году была принята в совхоз кассиром под начало главного бухгалтера И. Р. Карда-шина, а затем и бухгалтером в автопарк. С особой теплотой Любовь Викторовна вспоминает своих коллег: Валентину Александровну Мальцеву, Марию Николаевну Кондрашину, Валентину Николаевну Липатникову, Галину Тимофеевну Токареву. Любовь Викторовна и по сей день трудится в родном автопарке (транспортном цехе), но теперь диспетчером.

Анатолий Фёдорович долгие годы являлся бессменным и добросовестным водителем молоковоза. Он часто брал дочерей с собой в кабину и катал их от фермы к молзаводу и обратно. Он же научил дочь Светлану водить автомобиль. Когда отдыхали в покосную пору на скошенном лугу, она садилась за руль "Москвича" и ездила между волками.

Светлана Анатольевна, сама уже справила пятидесятилетний юбилей, но с нежностью говорит о своих родителях:

- Мы с сестрой Ольгой росли в любви и заботе. Мама всегда была деятельна и энергична. Она и сейчас полна сил. Ещё не было такого, чтобы после работы, она не пришла к нам с мужем домой. Мама - артистка, более тридцати лет поёт в хоре "Сударушка", а до этого пела в других коллективах. Много лет была членом совета ветеранов. Ежегодно ездит в родную деревню Конёво, где её помнят, как инициативную и активную женщину. Я вспоминаю, как мама строчила салфетки, занавески, которые были у нас везде: на окнах, дверях, мебели. Уют в доме - это её заслуга. У неё всегда было много цветов. Папа у нас солнечный, неконфликтный человек, он подарил нам ощущение покоя и добра.

Слушая незамысловатую историю жизни супругов Чебыкиных, понимаю, что они выполнили свою главную жизненную задачу - создали и сохранили семью, передав её устои детям и внукам.

Татьяна Костырева

2018 г.