В современном мире цивилизация и первобытность противопоставляются уже давно. Вероятно, наиболее ярко это проявилось в философии Жан-Жака Руссо, который, по сути, и создал миф о благородном дикаре.
Он старательно проповедовал возврат к природе, простоте и даже от одежды пытался отказаться.
Конечно, в его рассуждениях было куда больше от человека эпохи Просвещения, чем от дикаря, пусть даже миллион раз благородного, а уж эмоциональность, так и вовсе зашкаливала до невероятия.
Руссо видел в возврате «к природе» (в его понимании) ответ на множество вопросов, с чем радикально не соглашался его друг-враг Вольтер.
Последнему в то время было уже изрядно лет, здоровье было не очень, и однажды, обсуждая с Руссо его благородного дикаря, он отметил примерно следующее:
Конечно этот ваш благородный дикарь – штука хорошая, но мне уже много лет и мне нужен хороший европейский доктор.
Впрочем, в адрес докторов, Вольтер, в свое время тоже отпустил немало колкостей низводя их чуть ли ни до уровня шарлатанов. Увы, таково большинство философов: они редко следуют своим идеям.
Вообще замечание Вольтера довольно верно. И почти все те, кто выступает за «назад к Природе», сами этого не делают, как не сделал и Руссо.
Из этого часто делают вывод, что цивилизация однозначно лучше первобытности. В противном случае люди устремились бы в первобытность. Следовательно цивилизация – это бесспорное благо, несущее счастье. Но я не соглашусь.
Отмечу одну черту, которая присуща цивилизации, и которую обычно упускают из вида. Цивилизация подобна ловушке. Попав в нее, вырваться назад будет крайне непросто. Тем же, что, подобно Вольтеру и нам с вами в этой ловушке родился, и вовсе немыслимо оказаться за ее пределами.
Это подтверждают следующие примеры.
Не помню, как называлось племя, о котором расскажу, но оно откуда-то из Амазонии. Однажды к ним пришли миссионеры, убедили принять христианство и перейти на подобие цивилизованного образа жизни.
По своему обыкновению, им наобещали светлое будущее и здесь и на том свете. Наивные индейцы поверили, приняли христианство и перебрались из джунглей на равнину.
Там они построили нехитрые дома, и вместо охоты и собирательства перешли на земледелие. Миссионеры подогнали им лекарств, и с нашей точки зрения все пошло как надо.
Однако вот какой была их реакция. За точность цитаты не ручаюсь, поэтому привожу слова по памяти.
Раньше мы жили в круглых хижинах и ходили по джунглям. Мы ели мясо, плоды, рыбу и постоянно меняли места стоянок. Мы знали лес, а он знал нас, о нас заботились предки (имелись в виду умершие), а вечерами мы собирались вместе.
Потом пришли миссионеры и научили нас жить по-другому и рассказали про Христа. Сейчас мы живем в квадратных домах, верим в Христа и много работаем на поле, выращивая злаки.
Но этот мир не знает нас. Вечерами мы возвращаемся в свои дома, чтобы утром снова пойти на поле. Мы стали редко собираться вместе и предков больше нет с нами, поскольку они не верили в Христа.
У нас больше нет шаманов, которые знали как лечить и наставлять. Мы забыли очень много. Мы не можем больше вернуться в лес.
Но мы готовы и дальше жить так же, мы будем работать еще больше, если нам продолжат привозить лекарства.
Не знаю как вам, дорогой читатель, но мне в этом рассказе ничего путного не видится. Какая-то жуть, а не жизнь. Он прекрасно описывает, что цивилизация – это ловушка, вырваться из которой, наверное, невозможно.
К этому добавлю более позитивные примеры. Деятельность миссионеров (да и светских цивилизаторов) в наши дни не остановилась и многие племена постепенно оставляют обычаи предков. Хватает и таких, которые банально завидуют белым и мечтают однажды стать такими же.
Однако есть и их противоположности, но не такие, которые сходу отвергают альтернативу, а интересуются ей, но с осторожностью. Такие, посмотрев на своих бывших соседей, сменивших первобытность на цивилизованность, нередко приходят к выводу, что «Чавой-то не видно никакого счастья. Где праздник?»
Никакого праздника они обычно не видят, зато видят избыток работы и постоянную погоню за чем-то недостающим. Впечатление это производит крайне убогонькое и они возвращаются в свои леса.
Хотя есть и такие, кто не прячется от цивилизации и даже налаживает с ней определенный контакт, но никаких радикальных перемен в свой образ жизни вносить не намерен. Взять нужное из обоих миров: очень разумная позиция, не находите?