Единственное место в Библии, где сказано, что Иисус есть Бог, написано у апостола Иоанна:
Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 1-е послание Иоанна 5, 20
Мы не читаем в Слове Божьем, когда бы Иисус произнес "Я есть Бог". И это, к сожалению и удивлению, стало доказательной базой некоторых верующих, отвергающих божественность Христа. Последние низводят Иисус до статуса тварного существа, наподобие ангела, человека...
Но апостол Павел напоминает всем поколениям христиан:
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно". Кол. 2, 8-9
И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. 1 Тим. 3, 16
Внимательные исследователи Писаний удостоверятся, как и отцы Церкви в свое время, что Христос, – не сотворен, но равносущен Богу-Отцу.
Первый христианский богослов апостол Иоанн так пишет о Иисусе Христе, как о Боге, называя Его Словом:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков...
И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Евангелие от Иоанна 1, 1-3, 14
1. Иисус называет Себя Господом.
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Ин. 13, 13.
Апостол Фома называет Иисуса и Господом, и Богом:
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28)
Пророк Давид называет Христа Господом. И Иисус приводит его слова в разговоре с фарисеями:
Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф. 22, 41-45
Апостолы, когда говорили иудеям об Иисусе, называют Его Господом.
Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Деян. 2, 36
Греческое слово κύριος (Кириос), Господь, соответствует в Писании еврейским словам יהוה (Иегова, Господь, Сущий), אָדוֹן (Адонаи, господин). Последнее слово употребляют пророки Давид, Исаия, Михей, Осия, Софония, Малахия:
- "Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!" (Ис. 1, 24)
- "Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли" (Мих. 4, 13).
- "Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом" (Соф. 1, 9).
- "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф". (Мал. 3, 1)
У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. 1 Кор. 8, 9
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр. 7, 14).
Книга "Откровение" называет Христа Словом Божьим (см. таже о Слове в Ев. от Иоанна 1 гл.) – "На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих" (Откр. 19, 16).
И Агнцем:
Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей
(Откр. 17, 14)
2. Христос свидетельствовал о Себе, делая Себя равным Отцу, как Одно с Ним:
Я и Отец одно (Ин. 10, 30). За такие слова иудеи хотели побить Иисуса камнями, потому что Он делал себя равным Богу (Ин. 10, 33).
Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9).
Апостол Иоанн пишет о Христе:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1, 18
И также, называя Христа Словом, делает Его равным Отцу Небесному:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин. 1, 1
И апостол Павел пишет о Иисусе Христе:
Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол. 1, 15-17)
Греческого слово "рожденный" указывает не на то, что Бог сотворил Его, но что Он имеет бытие (вечное) прежде всего тварного, и был предназначен для спасения человечества прежде творения всего мира, то есть родиться, явиться, в мир в человеческом облике.
3. Поклонение. Обратите внимание, что Иисусу поклонялись не только как выдающемуся человеку (царю), но как Богу, при Его земной жизни. И иудеям, и христианам запрещено воздавать поклонение человекам и другим тварным созданиям, но только Богу.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14, 33)
В видении, которое описал ап. Иоанн в книге "Откровение", апостол хотел поклониться Ангелу, но тот запретил ему, сказав: "Богу поклонись" (Откр. 19, 10).
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. (Флп. 2, 6-10)
4. Прощение грехов. Христос прощал грехи людям, на что книжники (богословы того времени) сильно возмущались: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2, 7)
Да, никто кроме Бога не имеет права прощать людям их грехи. Это право было и остается только за Богом. Никто не может искупить человека от грехов, освободить от власти дьявола и даровать спасение и вечную жизнь. Иначе Сыну Божьему незачем было и приходить на нашу землю. Если бы такое было возможно, то Бог послал бы Ангела или назначил какого-нибудь святого – для такой великой миссии.
5. Иисус Христос – в нас.
Об этом пишет апостол Павел:
Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. (2 Кор. 13, 5)
Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас (Кол. 1, 27) По переводу РБО: Тайна в том, что Христос живет в вас.
Верующий человек, если он с Богом, не имеет права впускать никого в свое сердце, кроме Бога, – чтобы только Он владычествовал в нем. О присутствии Бога в человеке сказал и Сам Иисус:
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). По переводу РБО: Мы с Ним вместе придем к нему и поселимся у него.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3, 20).
Безусловно, есть еще места Библии. подтверждающие, что Иисус – Бог истинный и от Отца рожденный прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, несотворенный, единосущный Отцу, Им же вся бы́ша (Символ веры)
Я отметил главное.
Пусть любознательный исследователь Библии с Божьей помощью найдет это сам.