Одно из направлений психологии - получившее название гуманистического - приняло в качестве исходной гипотезы, что всякого человека можно уподобить семечку дерева: еще при своем рождении всякий уже содержит в себе все задатки того, кем он станет в будущем.
Когда мы сажаем семечко тюльпана, то ожидаем, что вырастет совершенно определенный цветок. Когда фермер сеет пшеницу, то ожидает именно ее, а не, например, всходы моркови. Если на том же поле пробиваются еще и сорняки, то это хотя и неизбежно, но им нежеланно. И если урожай оказывается не таким большим, какого ожидал, то огорчается.
Если семечко вовремя поливать, удобрять почву (обеспечивать всеми необходимыми питательными веществами), удалять от него сорняки, оберегать от сильного холода и жары, а при этом заботиться, чтобы и солнечные лучи растение тоже получало, то оно вырастет в полной мере таким, каким должно было быть, - полностью реализует, то есть воплотит, себя. Пока оно семечко - оно еще только замысел того, чем будет; возможность того, чем может стать. Но, получив все необходимое, раскрывает себя в полной мере.
Если же после того, как его высадили, ударили заморозки - оно может погибнуть. Зной тоже может его убить. Сорняки могут задушить. То есть, может быть, и вырастет, но не даст плода. Или и плод будет, но не тот, какой мы ждем, и какой мог бы быть в более благоприятных обстоятельствах.
Такие сельскохозяйственные метафоры связываются обычно с одним из важных представителей гуманистической психологии - Карлом Роджерсом. Он (как и Ньютон или Резерфорд, например) был сыном фермера, и, конечно, образы растущих и постепенно воплощающих себя были ему очень близки. Но разве они и в самом деле не говорят очень хорошо о всем человеческом?
Если в младенчестве нас любили, холили и лелеяли, то мы росли здоровыми, бодрыми и полными сил. Если ребенком пренебрегали и давали, например, "для успокоения" соску, смоченную в водке, то он мог выживать, но уже имел сниженные и физические, и умственные возможности. А если ребенка кормили и поили, но не обнимали, то умирал - госпитализм.
Точно так же если в детстве мы ходили в школу и занимались спортом, то развивались одним благоприятным образом. А если двести лет назад ребенка в пять лет отдавали на шумную и грязную фабрику, где он работал 60 часов в неделю, то не было ничего удивительного и в его ранней смерти, и в том, что, вырастая, он часто был звероподобен.
И стоит сказать, что детским возрастом наши потребности в благоприятной среде не ограничиваются. И огромный крепкий дуб может погибнуть от засухи так же, как робкий маленький росток.
Поэтому представители гуманистического направления психологии ставили целью своих исследований ответ на вопрос, что нужно делать, чтобы человек максимально полно раскрывался и реализовывал себя. Как узнать, какие у него задатки? Как помочь выбрать то, что приоритетно для развития? Или как добиться реализации всех?
А вопрос и сейчас еще не полностью решен, хотя благодаря в том числе им мы далеко продвинулись в этом направлении и знаем намного больше. Сложности в том числе и в том, что мы же и во взрослом возрасте разные. Скажем, взрослому дубу будет хорошо, если вокруг него не будет других деревьев, какие заслоняли бы свет. А виноградной лозе, наоборот, нужно что-то, на что она могла бы опираться. Кусты томатов самостоятельны и отдельны, пока растут, но нуждаются в опоре, когда вырастают и начинают плодоносить, иначе могут сломаться.
Таким образом, ответ на вопрос, поставленный в заголовке, можно сформулировать так: самореализация - это раскрытие и воплощение заложенных в человеке способностей и задатков.
Вопреки описанным многим необходимостям поддержки этого развивающегося семечка слово "САМОреализация" намекает на его собственную деятельность для этого. Значит ли это, что семечко должно быть одиноко и "опираться исключительно на собственные силы"? В некоторых случаях, может быть, и да, если ему совсем уж много пространства надо и отсутствия всех других. Но в большинстве случаев это означает лишь то, что ни одни благоприятные условия не сделают из нас того самого реализовавшегося человека. Когда садовод поливает семечко, он не тянет его из земли. Он не лепит из него что-то другое, как мог бы делать скульптор. Он всего лишь создает условия и помогает. А распорядиться ими, реализовать-воплотить себя семечко должно само. Вот поэтому и про нас, людей, мы говорим как о самореализующихся.