Найти тему

Группа «Э.С.Т.». Групповуха, как промоушен-фото.

Василий Билошицкий, Жан Сагадеев и девушка, имени которой я не помню (справа налево). Апрель 1989.
Василий Билошицкий, Жан Сагадеев и девушка, имени которой я не помню (справа налево). Апрель 1989.

Дело было в апреле 1989 года. В то время я работал штатным фотографом Московской Рок-Лаборатории, в состав которой, в числе других, входила группа «Электро-Судорожная Терапия» (сокращённо Э.С.Т. или по-английски E.S.T.).

В одно прекрасное утро мне позвонил директор группы Эд Ратников. В то время мы звали его Эдик.

- Миша! Мы едем в Бундес! Сделай нам, пожалуйста, промоушен-фото! - сказал Эдик.
- Хорошо, сделаю! - ответил я, - А что такое промоушен-фото?
- Ну, сделай какую-нибудь групповуху, - пояснил Эдик, — снимать будем дома у Жана.

Бундесом в то время называли Федеративную Республику Германия (сокращённо ФРГ). Речь шла о предстоящих гастролях группы «Э.С.Т.» в этой стране.

Встретиться договорились на станции метро возле дома, где жил Сагадеев. Когда я приехал на место встречи, Жан уже был на месте. Мы немного подождали Эдика. Сагадеев был не из терпеливых. «Не маленький! Сам дойдёт!» - сказал Жан и мы пошли к нему домой, не дождавшись Ратникова.

- А чем мы сегодня будем заниматься? - спросил у меня Жан по дороге.
- Эдик просил сделать групповуху, - ответил я.
- Моя Ирина очень скромна. Боюсь, в групповухе она откажется принять участие, - загрустил Жан, потом повеселел и добавил, - Знаешь что, ты ей лучше сам об этом скажи. Ты же у нас фотограф, тебя она должна послушаться.

Мы пришли домой к Жану. Один из участников группы Вася Билошицкий был уже там. Мы немного подождали Эдика. Его всё не было. Ситуация складывалась критическая. Директора группы нет. Ещё двух музыкантов — Марата Микаэляна и Миши Сагала тоже нет. Дабы не раскиснуть, мы решили скоротать время на кухне.

Время шло, а Эдика, Марата и Миши всё не было. Ну на нет и суда нет. Кроме Жана, Ирины и Васи, с нами была ещё одна девушка, имени которой я не запомнил. Короче, были в наличии две пары. И мы решили сделать промоушен-фото, или, как Эдик выразился «групповуху», тем составом, который был в наличии. Два парня и две девушки, чем не групповуха?

Правда, девушки ещё были не в курсе, что надо будет поучаствовать в групповухе. А поставить их об этом в известность предстояло мне. Я подумал, что начать нужно издалека.

- Ты на басу играть умеешь? - спросил я у девушки, имени которой не запомнил.
- Нет, - ответила она.
- Ничего, сейчас научим. Садись на кровать, вот сюда. А бас-гитару держи вот так, - сказал я ей.
- А вы залезайте под одеяло, будете фанатеющую публику изображать, - сказал я Васе и Жану.

Сагадеев с Билошицким залезли под одеяло и стали показывать «коз». Со стороны это выглядело презабавно. Я посмотрел в видоискатель своего фотоаппарата, сказал, кому держать руки выше, кому ниже, чтобы это лучше вписывалось в кадр, а потом нажал на кнопку.

Жан, Вася и девушка, имени которой я не запомнил, вполне себе уютно освоили съемочное пространство и Ирина, которая наблюдала за происходящим со стороны, захотела к ним присоединиться.

- А можно мне тоже в кровать? - спросила у меня Ирина.
- Можно, - разрешил я.
- А что делать-то надо? - опять спросила Ирина.
- Мы должны сделать промоушен-фото для гастролей группы «Э.С.Т.» в Бундесе, - очень серьёзно, официальным тоном сказал я, - Если конкретнее, то Эдик просил сделать для этого групповуху.

Ну, групповуху, так групповуху. Дело-то серьёзное: группа едет на зарубежные гастроли и без промоушен-фотографий обойтись никак нельзя! Бас-гитара была отставлена в сторону и Ирина стала стаскивать с Жана тельняшку.

Василий Билошицкий, девушка, имени которой я не помню, Жан Сагадеев и Ирина (справа налево). Апрель 1989.
Василий Билошицкий, девушка, имени которой я не помню, Жан Сагадеев и Ирина (справа налево). Апрель 1989.

Именно в этот момент в квартире появился Эд Ратников. Он хотел было войти в комнату, где я делал съёмку, но увидев, что там происходит, остановился, как вкопанный, на пороге. По нему было видно, что увиденное потрясло его.

Эдик хотел что-то сказать, но не смог. Свои эмоции он выражал, как хамелеон, меняя цвет. Сначала он застыдился и покраснел, потом он растерялся и побледнел, в завершении он позеленел от злости.

Ничего не говоря, Эд по-военному сделал поворот кругом и ушёл на кухню. Я по-быстрому сделал несколько кадров и отправился за ним. Парню явно была нужна психологическая помощь.

- Это что же такое ты там устроил? - злобно зашипел на меня Эд.
- Как это «что»? Групповуху! Ты же сам просил! - удивился я.
- О, Господи! - возопил Эд, - Да мне-то нужно было, чтобы ты просто-напросто поставил музыкантов к стенке и сфотографировал их!

Ставить музыкантов к стенке мы поехали в Соляные подвалы на улице Солянка. Но это было в другой день и это уже совсем другая история.

Текст и фото: Михаил Грушин.

Мои статьи о рок-событиях конца 1980-х годов

В гостях у Анатолия Крупнова

Про группу "Коррозия Металла", газету "Спид-Инфо" и Жанну, жену Сергея (Паука) Троицкого

Фестиваль "Monsters of Rock" или "Тушинское побоище" глазами очевидца

Концерт группы “Э.С.Т.” в Горбушке 19 июня 1988 года

Анатолий Крупнов и группа “Чёрный Обелиск” в Олимпийской Деревне. Исторический концерт 1988 года глазами очевидца.

“Коррозия Металла”. История одной из самых известных фотографий группы.