В прошлую пятницу, бельгийская компания Global Sea Mineral Resources (GSR) возобновила испытания по добыче полезных ископаемых со дна Тихого океана после того, как ей удалось извлечь шахтёрского робота, застрявшего на глубине тысяч метров.
В среду, 28 апреля, компания сообщила, что специализированная машина Patania II, прототип 25-тонного горного робота, отцепился от кабеля длиной 5 км, соединяющего его с поверхностью.
Подразделение бельгийской группы DEME совместно с группой европейских учёных занимается определением воздействия глубоководной добычи на окружающую среду. Они работают над концессией GSR в зоне Кларион Клиппертон.
Сразу после аварии, Сандра Шеттнер, глубоководный биолог из Greenpeace Германии заявила:
По иронии судьбы, отрасль, которая хочет добывать металлы с морского дна, в конечном итоге сбрасывает их туда
Это лишь одно из многих заявлений защитников окружающей среды. На них ответил Крис Ван Ниджен, управляющий директор GSR:
Мы придерживаемся осторожного, поэтапного подхода к разработке проекта. Мы проводим эти испытания, чтобы лучше понять связанные с глубоководной добычей проблемы, для того, чтобы мы могли постоянно совершенствовать нашу технологию
Он отметил, что прототип функционировал хорошо, а полученные знания и опыт, будут учтены на следующем этапе разработки. Это новаторская инженерная работа, и в компании были готовы к многочисленным неожиданностям.
До инцидента на этой неделе “Патания II” собирала с морского дна камни размером с картофелину, называемые "полиметаллическими конкрециями", которые богаты марганцем, кобальтом и никелем.
Добыча полезных ископаемых со дна океана продвигается рядом компаний (и Правительств) в качестве альтернативы наземной добыче, поскольку спрос на полезные ископаемые, необходимые для перехода к "зеленой" энергетике (кобальт и никель, например), к 2030 году превысит текущие темпы производства.
Правила поддержки и обеспечения деятельности, пока только формирующейся отрасли, ещё не согласованы Международным органом по морскому дну (International Seabed Authority -ISA). Поддерживаемый ООН орган, в котором находятся представители 167 стран, уже выдал контракты на разведку 21 компании, но они не могут начать добычу до тех пор, пока не будет принято единое постановление.
Международная группа исследователей опубликовала в 2018 году набор критериев, которые помогут ISA защитить биоразнообразие от глубоководной добычи полезных ископаемых, пока она готовит глобальные правила.
По данным Геологической службы США, в глубоководных районах океанов содержатся минералы в концентрациях, в несколько раз превышающих концентрации, обнаруженные во всех наземных запасах вместе взятых.
Основной целью компаний планирующих добычу под водой, являются полиметаллические конкреции. Эти небольшие породы, лежащие в неглубоком слое ила на морском дне. Они богаты кобальтом, никелем, медью, марганцем и редкоземельными элементами.
Учёные и исследователи также выявили на морском дне богатые кобальтом породы, которые находятся не так глубоко, как конкреции и сульфаты.
В недавних докладах, включая доклад, подготовленный по заказу High Level Panel for a Sustainable Ocean Economy (так называемая Группа по океану), содержался призыв к проведению дальнейших исследований для заполнения пробелов в знаниях до того момента, как будет разрешена какая-либо добыча на морском дне.
Они также выступали за необходимость создания особых охраняемых зон во всех районах океана, которые будут находится под контролем ISA.
Источники:
https://news.trust.org/item/20210430101225-ftcue
https://sports.yahoo.com/deep-sea-mining-tests-resume-112221738.html
Статьи по теме:
Норвегия продолжает изучать возможности добычи металлов с морского дна