Прежде чем переходить, непосредственно, к обзору радиостанций, требуется определить ряд важных вещей, без которых данный обзор радиостанций смысла иметь не будет.
Классификация радиостанций, как правило, определяется по тем радиосетям, в которых их планировалось использовать. То есть, радиостанция предназначенная для связи в радиосети полка - полковая, в радиосети дивизии - дивизионная. Проблема такой классификации, помимо неизбежной условности, в том, что её легко понять превратно. Так, например, фронтовая радиосеть включает станции не только штаба фронта, но и подчинённых ему армий. То есть, нельзя* взять калькулятор и поделить число станций на число фронтов, чтобы определить их оснащённость радиосвязью. Радиостанции для связи штабов фронтов с Генштабом - это уже составная часть радиосети Генерального штаба.
- можно конечно, просто результат будет бессмысленной ерундой
- взвод-рота-батальон-полк-бригада/дивизия-корпус-армия-фронт
Практически все мощные радиостанции применяются не только в войсках, но и как аэродромные, для связи с самолётами или радиостанциями других аэродромов и войсковых штабов.
Потребности подвижных соединений (механизированных) в дальней радиосвязи таковы, что даже в мотострелковом полку моторизованной дивизии, по штату, была станция, которую классифицируют, обычно, как армейскую/аэродромную (11-АК).
Классификация.
Классификация на которую мы будем ориентироваться - это та, что задана в "Записке НКО и Генштаба с изложением схемы мобилизационного развертывания Красной Армии" составленной в феврале 1941-го года.
- таблица из "Записки" с исправленными опечатками:
Как ни странно, но требования к дальности фронтовых и армейских радиостанций, в ходе Великой Отечественной, не только не возросли, но даже уменьшились. В звене управления между фронтами и Генштабом появились Направления, сами фронты сильно сократились в составе, как и подчинённые им армии, большая часть корпусов (точнее, управлений корпусов) была переформирована в армии, состав оставшихся корпусов, особенно, механизированных также сократился. Поэтому мы можем взять, для наглядности, таблицу требуемой дальности связи составленную по итогам Великой Отечественной:
"По старшинству" радиостанции мы будем рассматривать как:
- для сети Генерального штаба - от Генштаба к штабам фронтов (нет в таблице)
- для сети округа/фронта - от штаба фронта к штабам армий (400 км)
- для сети армии - от штаба армии к штабам корпусов (250 км с учётом мехкорпусов в составе армий)
Производство радиостанций.
Поскольку наиболее детально о наличии радиостанций в Красной Армии нам известно только по состоянию на 1-е января 1941-го года, то имеет смысл привести данные о планах и фактическом выпуске станций за 1940-й год:
Можно заметить, что "передовые" методы вычисления, принятые среди некоторых месье, например, взять план на 1941-й и поделить на два* -
- июнь - середина календарного года
не соответствуют действительности, а по станциям РАФ и 11-АК фактическое производство за 1940-й год - это 16,3% от запланированного.
Утраты радиостанций.
Старые радиостанции в радиосетях армий, фронтов и Генштаба в 1941-м году.
В Красной Армии трижды происходило большое перевооружение на новые радиостанции. При этом, многие старые радиостанции продолжали эксплуатироваться, либо "с понижением", либо за неимением аналогов. То есть, "фронтовые" становились "армейскими" и т.д.
Первая система радиосвязи в РККА - это вторая половина 1920-х годов, вторая - 1930-е годы, последняя предвоенная начала приниматься на вооружение с 1939-го года.
В зависимости от частоты, станции различаются по дальности связи, в разных условиях, но, главное, по числу поддерживаемых каналов связи. Грубо говоря, чем меньше длинна волны, тем больше каналов "влезает" в рабочий диапазон станции. Также не стоит сопоставлять, напрямую, мощность и дальность связи, так как у многих станций на высоких (более коротких волнах) частотах "падает" мощность, но не снижается дальность.
Многие важные эксплуатационные характеристики станций 1920-х и 1930-х годов не указаны в использованной для данной статьи справочной литературе.
Вагонные радиостанции.
Станция 1-ВФ. Сеть Генерального штаба.
Вагонная радиостанция разработанная в конце 1920-х годов, серийно производилась с 1930-го года.
Мощная станция с диапазоном от 800 метров до 1,2 километра длины волны или от 0,25 до 0,38 мегагерц, передатчик в 2000 ватт*
- мощность в телеграфном и телефонном режиме у станций 1930-1940-х годов разная, как правило, в телефонном режиме мощность составляет половину от "номинала"
- дальность связи зависит от времени суток, погоды, выбранной частоты связи, установленной антенны и прочих условий и параметров, рассчитывается для двух одинаковых приёмников и передатчиков
- увы, дальность связи даже "в любых условиях" не всегда совпадает в разных справочниках
обеспечивал связь на дистанции до 1000 км в телеграфном режиме и 500 км в телефонном.
Станция 1-Ф. Сеть Генерального штаба.
Вагонная радиостанция. Предположительно, модифицированная версия 1-ВФ, выпускалась в 1938-1939-м годах.
Всего вагонных радиостанций в Красной Армии на 1.01.1941 - четыре.
Автомобильные радиостанции.
Радиостанция 2-А. Радиосети армий и, возможно, фронтов. Монтируется на 4 автомашины.
Станция с длиной волны от 600 метров до 1000 метров, с мощностью передатчика в телеграфном режиме - 800 ватт. Дальность связи до 400 км в режиме телеграфа, до 200 км в режиме телефона. Принята на вооружение в конце 1920-х годов, в 1930-е годы приспособлена под размещение на автомобилях.
Большая часть характеристик неизвестна. С установкой на 4 машинах, время развёртывания станции может занимать более 2 часов, связь в движении невозможна.
Радиостанция 11-АК. Радиосети армий и механизированных корпусов. Монтируется на 2 автомашины.
Диапазон длин волн от 60 до 120 метров (2,5-4,5 мегагерц). Мощность передатчика от 250-300 ватт в телефонном режиме, до 600 ватт в режиме телеграфа. Дальность связи - до 700 км в режиме телеграфа и 350 км в режиме телефона.
Время непрерывной работы на передачу - 2 часа. Размещается на 2 двух автомобилях. В отличие от 2-А, возможна работа в движении.
Стационарная антенна - это мачта высотой 20 метров с четырьмя антеннами-лучами по 20 метров. Автомобильная от 0,4 метра до 1 метра высотой, для неё дальность связи не указана, но можно предположить, что гораздо меньше. Способность работать в движении предопределила использование 11-АК в механизированных корпусах, так как более новая РАФ умела работать только на стоянке.
Выпускалась 11-АК с 1933-го года. Снимать с производства её планировалось в 1941-м году, но с началом войны выпуск прекращать не стали.
Нужно, также, отметить, что для 2-А данные, вероятно, приведены на начало 1930-х годов, а для 11-АК взяты из справочника 1943-го года издания. То есть, реальные данные у 2-А могут быть несколько выше, если она была модернизована или заменена её антенна.
Подвижные радиоузлы (автомобильные).
Радиоузел РУК образца 1937-го года. Монтируется на одной автомашине. Радиосети армий и корпусов.
Единственный серийно выпускаемый радиоузел на вооружении РККА, накануне войны. Блок из 5 приёмников, 4 приёмника для диапазона 60-120 метров и один приёмник для диапазона длин волн в 500-800 метров. Собственная радиостанция в составе РУК - это 5-АК, дальность действия (на передачу) до 50 км телеграфом, до 25 км телефоном, в движении снижается до 20 км.
Радиоузлы предназначались для дежурства в радиосетях армии или корпуса и для работы с радионаправлениями. РУК могли работать и в движении. Недостатком РУК довоенного выпуска был передатчик, не позволявший поддерживать связь с вызывающей станцией, если до неё не "дотягивалась" 5-АК. Более поздние радиоузлы подключались по проводной связи к внешним радиостанциям.
РАТ и РАФ.
Радиостанция РАФ. Радиосети фронтов и армий. Монтируется на одной автомашине.
- маркерами обозначены два рабочих диапазона станции 400-1200 метров - жёлтым, 25-120 метров - красным:
Для работы на разных диапазонах требуются и разные антенные комплексы.
Шестилучевая "зонтичная" антенна на двенадцатиметровой мачте, для диапазона волн до 6 мегагерц:
Для работы в диапазоне от 6 до 12 мегагерц комплекс дополняется подвесной антенной-проводом в 7,5 метров длиной.
Мощность зависит от выбранного диапазона частот. От 500 ватт на самых длинных волнах до 150 ватт на самых коротких.
РАФ выпускалась с 1939-го года, а с 1940-го года ещё и выпускалась РАФ-КВ - упрощённая станция без длинноволнового диапазона. Связь в движении не обеспечивалась. Время непрерывной работы - 1,5 часа.
Радиостанция или комплекс РАТ. Радиосети Генерального штаба и фронтов. Монтируется на трёх автомашинах.
"Радиостанция аэродромная тяжёлая образца 1937-го года" имеет диапазон частот от 25 до 120 метров (2,5-12 мегагерц). Обеспечивает связь на расстояниях до 2400 км в режиме телеграфа и 1000 км в режиме телефона при правильно выбранных частотах в благоприятных условиях:
В иных условиях, дальность связи может сильно упасть.
В составе комплекса радиостанции несколько приёмников (два для коротковолнового диапазона и один для длинноволнового), для разных диапазонов частот, и две антенны. Комплекс развёртываясь занимает много места:
Помимо основного набора антенн, могут подвешиваться и дополнительные для выбранных диапазонов частот.
- ондулятор - электромеханическое записывающее устройство, в отличие от печатающих устройств, ондулятор записывал сообщения на ленте даже не точками, а непрерывной диаграммой, такого вот типа:
Разумеется, с необходимой площадью для развёртывания более одного футбольного поля с аппаратурой на трёх грузовых машинах, РАТ не поддерживал связь в движении. Его главным преимуществом было то, что, по сути, РАТ сам себе был радиоузлом с несколькими приёмниками.
Время непрерывной передачи - 6 часов. Время на развёртывание в справочниках не указано, но, очевидно, весьма длительное. Перенастройка передатчика на новые частоты занимает до 20 минут, но есть возможность "запомнить" три частоты на которые переход будет ускоренным (20-30 секунд).
Именно для РАТ в СССР появились первые печатающие радиотелеграфные приставки - "Алмаз". Первые образцы (два) были в наличии уже в июне 1941-го года.
другие статьи на канале: