Как пандемия повлияла на потребности разных поколений, изменила поведение и ценности людей — рассказывает руководитель проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО Вячеслав Завалин.
Можно сказать, что с 2010-го по 2020 год мир пережил десятилетие апгрейда. За это время ничего кардинально нового в нашей жизни не произошло: ни в бытовом, ни в экономическом, ни в поведенческом плане. У нас были первые смартфоны, интернет, первые социальные сети. Но изменения в жизни происходили медленно: качество коммуникаций становилось чуть лучше, скорость — чуть выше, картинка — чуть реалистичней. Но пандемия-2020 спровоцировала революционную цифровизацию, и она стала уже не инфраструктурой или инструментом, а реальной средой.
Кому в пандемию жить хорошо
Представители поколения Y (люди родившиеся с 1981 по 2001 годы) лучше всего восприняли пандемию. Это нестабильное поколение, оно не любит застоя. Его представители постоянно меняют работу, хотят путешествовать, готовы переехать в другую страну. Им комфортно в съемном жилье и требуются постоянные изменения. Им было уютно в период турбулентности, которая открыла перед ними новые возможности для самореализации. «Удаленка» на эффективность их работы практически не повлияла. Можно даже сказать, что для у них в пандемию реализовались мечты — возможность быть полезными в волонтерской деятельности и работать из дома.
Представители поколения Z (2002 −2012годы рождения) не сильно поняли, что произошло. Это поколение существует в виртуальном мире. Если у них есть своя комната, наушники и компьютер, проблема пространства их не волнует. Правда, до пандемии они не выходили на улицу, потому что не хотели, а во время карантина — потому что нельзя. Но результат один и тот же — они сидели дома и чувствовали себя уютно.
Для бэби-бумеров (1939-1959 годы рождения) пандемия оказалась тюрьмой. А для поколения X (1960-1980 годы рождения) она обернулась стрессом. Этому поколению важно понимать, что оно умнее и сильнее других. Одна из их базовых ценностей — профессионализм. Но во время пандемии вдруг оказалось, что логика этого поколения, навязываемая ими тем, кто младше, больше не работает. Например, до карантина они говорили своим детям: «Выключите телефон, не сидите в интернете!» А тут вдруг все встало с ног на уши. И разговор пошел другой: «Через пять минут у вас урок в „Зуме“». Некоторые учителя и преподаватели старшего поколения в самом начале пандемии даже не могли подключиться к уроку без помощи своих учеников. Оказалось, что в новом мире важны те навыки, в которых больше опыта у младших. И уже студенты организовывали для них курсы цифровой грамотности и проводили тренинги. Роли изменились.
Есть еще одно поколение, которое изменила пандемия, — это поколение Альфа (дети, родившиеся после 2013 года). Психологи говорят, что до семи лет у человека формируются ценности. Так вот, пережив карантинный стресс в четырех стенах, дети неизбежно изменили свое отношение к пространству. Уже в ближайшем будущем они захотят на природу — в собственный загородный дом. Ценность города для них не будет столь очевидной. Ведь большинство сценариев жизни они смогут реализовать в интернете. Оставаясь горожанами, люди этого поколения смогут жить и работать за городом. И наверняка воспользуются этой возможностью.
Время новых конфликтов
Пандемия для всех поколений (кроме поколения Альфа) стала испытанием. Кто-то стал жить гибридно, адаптировался к технологиям и открыл для себя прелести удаленки и сервисов доставки. А кто-то еле дождался возможности выйти на улицу и жить по-старому.
Разница в отношении людей разных поколений к жизни, к пониманию ее ценностей стала еще очевидней. Пандемия усугубила поколенческий конфликт. В нем на первый план выходят этика и эстетика. В том числе, в вопросах экологии. Абсолютно этический пример конфликта: «Вот вам две мусорки для раздельного сбора. Вы что, не можете картон от всего остального отделить?» Или другой пример: «Я обиделся на коллегу, потому что он надел ботинки из натуральной кожи. Ради этих ботинок убили животное». Вот что теперь волнует и будет волновать молодежь.
Но если классический конфликт отцов и детей можно разобрать с психологом, то этические и ценностные конфликты просто решить не получится. Для этого представители разных поколений должны идти навстречу друг к другу, взаимно обучаться новым навыкам и адекватно воспринимать наставничество. Готово ли к этому общество — большой вопрос. Но изменения неизбежны. Новый мир будет все более межпоколенческим: люди позднее уходят на пенсию, раньше начинают карьеру, дольше живут с родителями. Даже появилось понятие «ментальный возраст». Чтобы жить в этом новом мире нам всем необходимо учиться грамотно строить межпоколенческие коммуникации.
Ранее +1Платформа рассказывала, почему поколение Z выбирает аренду вещей, а не покупку.
Автор: Проект +1
Фото: Bohdan Stocek / Unsplash
Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на +1Платформе
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!