Найти в Дзене
Кино-кино

Понравился бы Михаилу Девятаеву фильм "Девятаев"?

Странная нравственно-идеологическая начинка портит впечатление

Удивительная, почти фантастическая история легла в основу нового фильма Бекмамбетова. Михаил Девятаев - советский военный летчик, сбивший 9 фашистских самолетов до того, как попал в плен. После неудачного побега из концлагеря он был приговорен к смерти, но с помощью лагерного парикмахера сменил личность и был отправлен в секретный ракетный центр в качестве рабсилы. Вместе с несколькими узниками сумел угнать немецкий бомбардировщик и доставил советскому командованию уникальные документы про разработки ракет "Фау-1" и "Фау-2", чем приблизил победу над гитлеровской Германией и помог развитию советской космонавтики.

Фрагмент постера фильма "Девятаев"
Фрагмент постера фильма "Девятаев"

Все эти факты - реальные, и они нашли отражение в сюжете фильма "Девятаев". Но, как обычно, есть нюансы. Вроде выдуманного сценаристами персонажа, ставшего центром киноистории. Николай Ларин - друг, однокашник и однополчанин кино-Девятаева, который попал в плен, перешел на сторону врага и перетягивал туда же пленного Девятаева, и препятствовал его попыткам вернуться к своим.

Заявленный бюджет фильма - 625 млн, 200 млн из них - от Фонда кино, многое вложили крупные компании, базирующиеся в Татарстане (Девятаев - уроженец Казани). "Фау-2: Побег из ада" - таково было изначальное название фильма на стадии начала проекта (). Но к премьере фильм стал "Девятаевым". Оно отражает тенденцию, когда главными героями современных российских фильмов о войне становятся не люди, а техника: танки, автоматы, самолеты... Их ведь так интересно рисовать на компьютере! А люди что... эмоции и мотивы людей в сороковых сегодня киношникам даже не очень-то и понятны. Вместо настоящих эмоций и драм персонажей наделяют придуманными - и это главная беда современных фильмов про войну.

Взять того же кино-Девятаева. Как он жил раньше, по кому скучает, кто ждет его в тылу, зачем воюет за "красных", почему не может перейти на сторону противника? Фильм ничего из этого не объясняет. Это вообще про войну или про какой-нибудь спорт?

Привожу пример. В фашистском концлагере для военнопленных Михаил видит друга-однополчанина, которого считал погибшим в бою. Николай сыт, одет в немецкую форму и хорошо поставленным голосом уговаривает советских офицеров предать Родину. А еще он летает на немецком истребителе - и понятно, что не за пряниками. Кино-Девятаев радуется встрече, обнимается с Николаем и пьет с ним немецкое пиво. Ну, как же, - друг! Что с того, что свастика на форме? Больше похоже на встречу футболистов, игроков условного "Динамо", один из который перешел в условный "Манчестер Юнайтед".

Ларин объясняет Девятаеву преимущества перехода на сторону нацистов. Кадр из фильма "Девятаев"
Ларин объясняет Девятаеву преимущества перехода на сторону нацистов. Кадр из фильма "Девятаев"

То, что этот Коля воюет за немцев, стреляет в советских узников, не исключая самого Девятаева, чтобы выслужиться перед хозяевами, - все это вплоть до конца фильма ничего не изменяет в нежных отношениях Девятаева к Николаю. Он настолько на нем зациклен, что смотреть на их- взаимоотношения иногда становится неловко. Тем более, что при каждой их встрече фоном звучат мелодраматические мелодии. Если вы вспомните фильм "Свой среди чужих...", то поймете, о чем я (кстати, в нем, как и в "Девятаеве", практически нет женских персонажей. И ненависть, и любовь - все между представителями сильного пола).

Создатели заявляют, что использовали при написании сценария книгу воспоминаний самого героя-ветерана, консультации с его сыном (но в архивах не работали). И все же куча перенесенных из реальности имен и дат не отменяет того факта, что придуманные детали превращают историю в какую-то фантасмагорию. Как отреагировал бы сам Девятаев на приписанную ему романтическую линию - или пусть не романтическую, но просто дружескую - с предателем-нацистом? Не посчитал бы фильм оскорблением себя и памяти своих соратников? Мы не можем знать это наверняка. Тем не менее объятия советского летчика с приспешником нацистов представляются просто немыслимыми.

Роль Михаила Девятаева сыграл актер Павел Прилучный
Роль Михаила Девятаева сыграл актер Павел Прилучный

Придуманный Девятаеву друг вкрадчиво нашептывает: - "Какой смысл возвращаться? Для "красных" ты сдавшийся в плен предатель". Увы, такая опасность действительно существовала. Известно, что после удавшегося побега, даже несмотря на доставку ценнейших сведений, Девятаева долго держало уже НКВД в том же Заксенхаузене ради многочисленных проверок и допросов. После войны, как говорится в фильме, еще 12 лет его тягали на допросы. Против правды не попрешь. Но последняя фраза, приписанная Девятаеву, снова оставляет в недоумении: "Не знаю, почему мне наконец поверили. Может, потому что сменилось время, а может, я просто не предал друга"... Опять друга. Какого друга - предателя и приспешника гитлеровцев?

Что хотел сказать Бекмамбетов своим фильмом, на который пошли значительные средства из госбюджета и который стал главной кинопремьерой к 76-й годовщине великой Победы? По-моему, он и сам не очень четко это понимает. С технической, визуальной точки зрения все отлично: шикарно снятые воздушные бои, угнетающая атмосфера лагеря, камера не дрожит - уже плюс (об этом подробнее в другой моей рецензии - "Фильм "Девятаев" - зрелищный киноаттракцион в военном антураже"). Но странная нравственно-идеологическая начинка очень портит впечатление.

Кстати, перед фильмом показали трейлер новой киноленты "Летчик" с Петром Федоровым, напоминающей историю о Маресьеве. Жду, признаться, с тревогой... Получится ли хорошо - или как обычно?

Спасибо за внимание! Благодарю за возможность посмотреть фильм АУ "Югорский кинопрокат" (г. Ханты-Мансийск). Мои рецензии и другие материалы о киноновинках можно видеть в сообществе учреждения. Делитесь впечатлениями в комментариях - и поблагодарите меня лайком, если рецензия вам понравилась.