Странная нравственно-идеологическая начинка портит впечатление
Удивительная, почти фантастическая история легла в основу нового фильма Бекмамбетова. Михаил Девятаев - советский военный летчик, сбивший 9 фашистских самолетов до того, как попал в плен. После неудачного побега из концлагеря он был приговорен к смерти, но с помощью лагерного парикмахера сменил личность и был отправлен в секретный ракетный центр в качестве рабсилы. Вместе с несколькими узниками сумел угнать немецкий бомбардировщик и доставил советскому командованию уникальные документы про разработки ракет "Фау-1" и "Фау-2", чем приблизил победу над гитлеровской Германией и помог развитию советской космонавтики.
Все эти факты - реальные, и они нашли отражение в сюжете фильма "Девятаев". Но, как обычно, есть нюансы. Вроде выдуманного сценаристами персонажа, ставшего центром киноистории. Николай Ларин - друг, однокашник и однополчанин кино-Девятаева, который попал в плен, перешел на сторону врага и перетягивал туда же пленного Девятаева, и препятствовал его попыткам вернуться к своим.
Заявленный бюджет фильма - 625 млн, 200 млн из них - от Фонда кино, многое вложили крупные компании, базирующиеся в Татарстане (Девятаев - уроженец Казани). "Фау-2: Побег из ада" - таково было изначальное название фильма на стадии начала проекта (). Но к премьере фильм стал "Девятаевым". Оно отражает тенденцию, когда главными героями современных российских фильмов о войне становятся не люди, а техника: танки, автоматы, самолеты... Их ведь так интересно рисовать на компьютере! А люди что... эмоции и мотивы людей в сороковых сегодня киношникам даже не очень-то и понятны. Вместо настоящих эмоций и драм персонажей наделяют придуманными - и это главная беда современных фильмов про войну.
Взять того же кино-Девятаева. Как он жил раньше, по кому скучает, кто ждет его в тылу, зачем воюет за "красных", почему не может перейти на сторону противника? Фильм ничего из этого не объясняет. Это вообще про войну или про какой-нибудь спорт?
Привожу пример. В фашистском концлагере для военнопленных Михаил видит друга-однополчанина, которого считал погибшим в бою. Николай сыт, одет в немецкую форму и хорошо поставленным голосом уговаривает советских офицеров предать Родину. А еще он летает на немецком истребителе - и понятно, что не за пряниками. Кино-Девятаев радуется встрече, обнимается с Николаем и пьет с ним немецкое пиво. Ну, как же, - друг! Что с того, что свастика на форме? Больше похоже на встречу футболистов, игроков условного "Динамо", один из который перешел в условный "Манчестер Юнайтед".
То, что этот Коля воюет за немцев, стреляет в советских узников, не исключая самого Девятаева, чтобы выслужиться перед хозяевами, - все это вплоть до конца фильма ничего не изменяет в нежных отношениях Девятаева к Николаю. Он настолько на нем зациклен, что смотреть на их- взаимоотношения иногда становится неловко. Тем более, что при каждой их встрече фоном звучат мелодраматические мелодии. Если вы вспомните фильм "Свой среди чужих...", то поймете, о чем я (кстати, в нем, как и в "Девятаеве", практически нет женских персонажей. И ненависть, и любовь - все между представителями сильного пола).
Создатели заявляют, что использовали при написании сценария книгу воспоминаний самого героя-ветерана, консультации с его сыном (но в архивах не работали). И все же куча перенесенных из реальности имен и дат не отменяет того факта, что придуманные детали превращают историю в какую-то фантасмагорию. Как отреагировал бы сам Девятаев на приписанную ему романтическую линию - или пусть не романтическую, но просто дружескую - с предателем-нацистом? Не посчитал бы фильм оскорблением себя и памяти своих соратников? Мы не можем знать это наверняка. Тем не менее объятия советского летчика с приспешником нацистов представляются просто немыслимыми.
Придуманный Девятаеву друг вкрадчиво нашептывает: - "Какой смысл возвращаться? Для "красных" ты сдавшийся в плен предатель". Увы, такая опасность действительно существовала. Известно, что после удавшегося побега, даже несмотря на доставку ценнейших сведений, Девятаева долго держало уже НКВД в том же Заксенхаузене ради многочисленных проверок и допросов. После войны, как говорится в фильме, еще 12 лет его тягали на допросы. Против правды не попрешь. Но последняя фраза, приписанная Девятаеву, снова оставляет в недоумении: "Не знаю, почему мне наконец поверили. Может, потому что сменилось время, а может, я просто не предал друга"... Опять друга. Какого друга - предателя и приспешника гитлеровцев?
Что хотел сказать Бекмамбетов своим фильмом, на который пошли значительные средства из госбюджета и который стал главной кинопремьерой к 76-й годовщине великой Победы? По-моему, он и сам не очень четко это понимает. С технической, визуальной точки зрения все отлично: шикарно снятые воздушные бои, угнетающая атмосфера лагеря, камера не дрожит - уже плюс (об этом подробнее в другой моей рецензии - "Фильм "Девятаев" - зрелищный киноаттракцион в военном антураже"). Но странная нравственно-идеологическая начинка очень портит впечатление.
Кстати, перед фильмом показали трейлер новой киноленты "Летчик" с Петром Федоровым, напоминающей историю о Маресьеве. Жду, признаться, с тревогой... Получится ли хорошо - или как обычно?
Спасибо за внимание! Благодарю за возможность посмотреть фильм АУ "Югорский кинопрокат" (г. Ханты-Мансийск). Мои рецензии и другие материалы о киноновинках можно видеть в сообществе учреждения. Делитесь впечатлениями в комментариях - и поблагодарите меня лайком, если рецензия вам понравилась.