После присоединения Крыма к Российской Федерации непродолжительное время самым маленьким населенным пунктом современной России с трамваем стало село Молочное Сакского района республики Крым. Молочное было единственным сельским пунктом, где функционировала трамвайная система. Более того Молочное могло бы стать четвертым населенным пунктом РФ, где работает узкоколейная система трамвая. Но увы, движение окончательно было остановлено в 2016 году.
В итоге пальму первенства себе вернул Волчанск, который ныне является самым маленьким населенным пунктом современной России, где действует трамвайная система. Город по состоянию на 2015 год имел 9380 жителей. Населенный пункт расположен в Свердловской области, на север от областного центра.
Трамвайное движение в городе было открыто 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей. Увы, в наше время население города стремительно сокращалось, а многие жители покинули его. В период максимального развития в Волчанске было две внутригородские линии, одна из которых на Лесную Волчанку действует и поныне, а вторая до угольного разреза № 5 была разобрана в 1994 году. С 1953 по 1965 год существовала междугородняя линия в соседний город Карпинск, где также работал трамвай. Трамвайное движение в Карпинске было ликвидировано в 1994 году.
В наше время существует всего один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Волчанска-1 (направление на север) и 23-24 минуты в сторону Волчанска-2 (направление на юг). На линии работает один вагон. Это связано с тем, что все разъезды были ликвидированы. В результате минимально возможный интервал составляет один час. Ранее на линии были разъезды и работало 4 трамвая.
В настоящее время на балансе осталось три вагона, в том числе 71-619КТ с номером 3 2007 года выпуска, восстановленный не без помощи туляков, 71-608КМ под номером 1 2001 года выпуска и 71-605 номер 8 1985 года выпуска, числящийся служебным. На балансе предприятия в свое время был вагон 71-402 ("Спектр") с бортовым номером 2, полученный в 2005 году, но он не прижился в городе и окончательно был списан в 2016 году.
Определенные периоды в нашей новейшей истории судьба волчанского трамвая висела на волоске, тем более, что более крупные системы закрывались одна за другой. Ломался единственный ходовой вагон и движение прекращалось. Но для Волчанска трамвай это символ. Помогли туляки - поделились запасными частями для вагона 71-619КТ.
А тут и другие приятные новости поступили. В городе завершается ремонт трамвайных путей на улице Карпинского. По состоянию на начало мая все новые рельсы марки Р-50 уложены, на 90 % соединены. Применены бетонные шпалы на болтовом креплении. В районе Комсомольского парка смонтирована новая контактная сеть. Протяженность реконструируемого участка составляет порядка 600 метров, общая же протяженность линии - 8 километров.
Движение на реконструкцию было закрыто осенью прошлого года. Работы находятся в завершающей стадии и есть надежды, что вскоре по городу вновь побежит трамвайный вагон.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о городском транспорте:
Ходила "Татра" с прицепным вагоном
В Чебоксарах в прошлом году восстановили старый троллейбус до ходового состояния
Соответствует ли городской транспорт Тулы статусу города из высшей лиги?