Найти тему
Начиная всё сначала

Сражались с немцами «за булочку и трамвайчик», а Маннергейм — гордость России. Как стирают память о Великой Отечественной войне

В последние годы отношение государства к теме памяти о Великой Отечественной войне принимает всё более и более странные формы. Например, фильм «Зоя». Снят на государственные деньги и провалился в прокате. Пытались добровольно-принудительно показывать в школах как идеологически правильное, патриотическое кино. Это всплыло наружу, людям не понравилось. Теперь кино собираются показать 22 июня по Второму каналу всей стране. Беда даже не в том, что «Зоя» плоха как кино (режиссура, сценарий, игра актёров), беда в том, что кино плохое и вредное с воспитательной и идеологической точки зрения, а также оскверняет память реального человека, который, по мнению авторов фильма, дралась с захватчиками «за трамвайчик и за булочку».

Курировал «Зою» Владимир Мединский, который до этого уже успел проявить себя на поприще памяти о Войне. Об этом немного ниже.
Вот именно с такими лозунгами на устах и победили. Источник YouTube-канал Ershvbolote
Вот именно с такими лозунгами на устах и победили. Источник YouTube-канал Ershvbolote

Но проблема не только в фильмах. В ноябре 2020 года с разрешения чиновников неожиданно спилили иву, на которой повесили подругу Космодемьянской, Веру Волошину. Дело не в самом дереве, которое имело определённую символическую ценность как память о тех страшных временах, а в действиях властей. Если дерево сгнило и его нужно убрать, то скажите об этом честно и без утайки, но для обычных граждан всё стало неожиданностью, а когда начали задавать вопросы, последовал ответ властей по типу «сделаем как было раньше, только лучше: старое дерево даст побеги, и ещё новое посадим». Именно такие действия и оправдания рождают непонимание и недоверие, а люди начинают размышлять — это была глупость, измена или строгий расчёт?

А поводов для сомнений в современной истории страны хватает. Возьмём скандал с Бородинским полем 10 лет назад. Вроде бы поле да поле, только вот оно является местом одного из самых жестоких однодневных сражений в человеческой истории. Для сохранения исторического ландшафта территория поля должна использоваться точно так же, как и в 1812 году, а дома строиться в границах исторических деревень. Но всё же через мошеннические схемы местные чиновники отдавали участки под строительство домов.

И тут сошлось всё. Нашлись те, кто:

  1. Желает жить на таком месте.
  2. Готов дать на это разрешение.
  3. Согласен всё построить.

Думаю, что люди из трёх пунктов прекрасно знали, что происходило на Бородинском поле и какое это имело значение для России, а также что данная территория принадлежит музею. Но деньги решают всё. Но тут повезло, правоохранительные органы обратили на эту ситуацию своё внимание, дома суд постановил снести, а виновных наказали.

Такой случай, связанный с деньгами и уничтожением исторической памяти, не единичный. В 2017 году разгорелся скандал уже с Музеем Героев-Панфиловцев, спустя меньше чем через год после премьеры знаменитого фильма о тех событиях.

Активисты Общероссийского Народного Фронта решили проверить капремонт мемориального комплекса, осуществлённого по заказу администрации Волоколамского района стоимостью в 203 миллиона рублей. Результаты проверки таковы:

Освещение на мемориале работает менее чем на 50%, газоны постелены отвратительно, часть облицовочной плитки растрескалась, бордюрный камень крошится, а местами отсутствует...

Ну и как максимальный уровень цинизма:

Окопы, вырытые героями-панфиловцами в 1941 году, горе-подрядчики наполнили строительным мусором, присыпав грунтом, сравняли с землей.

Не просто сравняли, а сравняли тяжёлой строительной техникой.

Мемориал Героев-Панфиловцев у разъезда Дубосеково. Источник фото zanews.ru
Мемориал Героев-Панфиловцев у разъезда Дубосеково. Источник фото zanews.ru

Вскоре журналисты выехали на место происшествия, чтобы всё увидеть воочию и пообщаться с чиновниками. Как оказалось, управленцы не знают на что и как были потрачены 203 миллиона рублей, но надеются, что строительная компания сама всё исправит. Но без дат — соглашение с подрядчиком администрация расторгла сразу же после официального завершения работ. Видеорепортаж с изуродованным объектом, а также лицами и фамилиями «героев», можно посмотреть здесь. Вскоре проблемой заинтересовалось Главное следственное управление.

С панфиловскими окопами фактически вся та же суть проблемы, что и с Бородином — жажда денег и отсутствие уважение к прошлому. Разве не было других мест, куда можно было выбросить строительный мусор? Люди, которые проводили все эти работы, тоже не понимали, что это за место, которое они уродуют? Всё они прекрасно понимали, просто для них эти поля и окопы уже не представляют какой-либо ценности.

Можно сказать, что подумаешь, окопы, это всего лишь ямы. Ямы-то ямы, но всё равно это наша история и память.

Таким образом, благодаря появившемуся у людей (в первую очередь, облечённых властью) безразличию и равнодушию к нашему прошлому, постепенно уничтожаются не только реальные исторические объекты, но и образ и память о Войне. Иногда случайно, через путь к преступному обогащению. А иногда намеренно.

На историческую память подымается рука не только мелких чиновников и неаккуратных строителей. В 2016 году Руководитель Администрации Президента Иванов и Министр Культуры Мединский (да, снова он) торжественно и с парадом установили в Санкт-Петербурге мемориальную доску Маннергейму, который этот самый город (Ленинград) осаждал в годы Войны. Разразился грандиозный скандал, после чего «слегка» измазанную и поломанную петербуржцами доску всё же убрали в Царское Село, а тех, кому эта доска не понравилась, Мединский назвал «маргиналами» и своего отношения к Маннергейму, «достойному гражданину России», так и не изменил.

Причинами происшествий под Дубосеково и Бородиным можно назвать глупость и жажду денег, но действия людей рангом министра этим объяснить уже нельзя. Очевидно, что современная власти России относится к теме Великой Отечественной войны совершенно не так, как к ней относились в советское время. Если агрессивные попытки стереть или изменить в массовом сознании этот советский образ (вроде фильма «Утомлённые солнцем 2» или доска Маннергейму) встретили явное отторжение, то сейчас действуют уже более аккуратно и тонко.

Примером таких действий является государственный фильм «Зоя», притворяющийся (хотя бы внешне) вполне себе приличным фильмом. Есть и другие примеры, вроде фильма «Т-34», где советский танкист пожимает руку СС-овцу, или «Девятаев», где у главного героя был перешедший на сторону немцев не существовавший в реальности друг-предатель Родины, который, по мнению режиссёра Бекмамбетова, в своём предательстве «по справедливости был прав».

Итог, в любом случае, один. Современные фильмы, действия властей, глупость и жажда денег «на местах» постепенно стирают и изменяют память людей о Великой Отечественной войне. Это не по нраву практически всем, кто рождён и воспитан в СССР. Мне, и минимум части моего поколения, тоже. А вот как к этому будет относиться уже нынешнее молодое поколение, уже совершенно другой вопрос. Кто знает, может быть то, что сейчас считается диким и неприемлемым, станет нормальным лет так через десять. Но очень хочется надеяться, что все изложенные выше мои опасения излишни и нет повода для беспокойства.

Спасибо за уделённое статье время, удачного вам дня!