Найти тему
Анна

Зачем свидетелю на свадьбе оружие. Немного об обычаях

Я люблю слушать различных историков на тему обрядов и того как жили наши предки. В одном из таких видео я услышала, что у свидетеля(дружки, дружко) равно как и у жениха на свадьбе вполне могло быть с собой оружие. У меня возник вопрос : зачем? Мирное вроде бы действие, а тут какой- нибудь меч пристёгнут.

Стала искать и нашла вот, что :

В обязанности дружки входило: достижение определённых договоренностей между родственниками невесты и жениха, смотрины невесты( если я не ошибаюсь, то был такой обычай, когда невеста должна была принести полную кружку воды. И по мере того как дружка выпивал эту кружку он внимательно рассматривал невесту начиная снизу и до верху. Откровенно глазеть на невесту нельзя было) За невестой давалось приданое, а жених предоставлял выкуп(!). Дружка занимался организацией свадьбы по всем обычаям, по всем правилам, ему вменялись обязанности некоторого оберега ( именно поэтому у него в ручную вышитое полотенце повязано через плечо). На роль дружки выбирали либо брата, либо близкого друга жениха. Он должен был обладать острым умом и хорошо подвешенным языком, а самое интересное он следил, чтобы невесту никто не обидел и не испортил.

-2

Но вернёмся к основной теме. Оружие часто присутствовало в ранний период на свадьбах . Дело в том, что невеста(особенно хорошая и из хорошей семьи- очень желанный объект) , могли украсть.

Вспомнилось:

Чтоб чужую бабу скрасть,
Надо пыл иметь и 
страсть!
А твоя сейчас
задача -
На 
кладбище не попасть!
-3

Кражей невест человечество грешит давно, наш народ не является исключением. Крали наших красоток и на свадьбах и без свадеб.

А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивались игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие.(Нестор)

Об умыкании невест говорится в следующих документах:

«Слово о твари» (XI век), «Устав святого Владимира» (X—XI века), «Устав князя Ярослава Владимировича» (XI век) и др.. В «в Повести временных лет» (XII век) .

Видимо бывали случаи, когда невеста нравилась нескольким женихам , один из которых возможно не был богат и не мог заплатить выкуп. Вот и получается, что :

умыкнуть невесту на свадьбе дело выгодное, выкуп -то уже уплачен (его же уже заплатил дружко жениха). У нас и сейчас могут умыкнуть невесту ,если свидетель- лопух.

Анна Невидимова